Татьяна Матвеева
Конспект НОД «Знакомство с промыслами Сибири, резчики по кости и вышивальщицы по оформлению одежды северных народов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с промыслами Сибири, резчика по кости и вышивальщицы по оформлению одежды северных народов»
воспитатель: Матвеева Татьяна Константиновна
старшая группа
Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД:
• НОД проходит в игровой комнате;
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с промыслами Сибири, резчики по кости и вышивальщицы по оформлению одежды северных народов“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• материалы для педагога: интерактивная доска, слайды с изображением народных промыслов России и Сибири, Слайды резки по кости, одежда северных народов.
• материалы для детей: готовые шаблоны для изготовления сувенира разделочные доски, пластилин, клей ножницы, заготовки для аппликации синтетические салфетки, бисер для украшения.
Цель: Познакомить детей с промыслами Сибири это ремесло резчика по кости и вышивальщицы»
Задача: дать представление о промыслах крайнего севера резчика и вышивальщицы,
-обогащение словаря детей, (орнамент, вышивальщица, резчика.)
-развивать интерес к народам к коренным жителям севера
-прививать любовь к жителям народов севера продолжать работу с детьми
-вылаживать орнамент из геометрических фигур путем деления бумаги на 2 части из квадрата на 2 треугольника.
-воображение и творчество детей;
-продолжать умение пользоваться стеком вырезание шаблона.
-продолжать работу гендерного воспитания.
Формы реализации: утренний круг, беседа, рассматривание слайдов, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, фоновая музыка, аппликация, резка из пластилина
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день шкатулку знаний
Непременно пополнять!
Теоретическая часть 1.
Воспитатель: Соберемся все в круг и ответим «Какие профессии ты знаешь?» передаем мяч по кругу.
сели на стульчики.
Воспитатель: У вас у всех очень интересные профессии.
ребята, а вы знаете что такое народные промыслы (ремесла?
ответы детей
Воспитатель: Все вы правы ребята. Народные промыслы - это то, что люди делают своими руками. Это народное творчество, которое делает нашу культуру богатой и неповторимой.
Воспитатель: А вы знаете какие-нибудь народные промыслы?
Ответы детей
Воспитатель: В каждом регионе нашей огромной страны существуют разные народные промыслы. И в нашей делекой Сибири и Севере (Слайд1) есть свои ремесленники, которые увлечены своим делом.
Воспитатель: Хочу рассказать вам о людях Севера, они издавна занимались охотой, оленеводством, рыболовством. (Слайд2,3,4)
В осенний период они находили рога оленей их не выбрасывали, а приносили в чум. (Слайд 5).
Только по осени взрослые олени сбрасывали свои большие рога. (Слайд 6).
Когда наступала зима дни становились какие? (короче, а ночи какие? (длиннее)
Ответы детей
И долгими зимними вечерами мужчины чтобы скоротать время занимались резьбой из кости (Слайд 7)
Воспитатель: Чем занимались мужчины?
Ответы детей
Каждый стремились красиво оформить свое охотничье снаряжение и свою одежду. (Слайд 8, 9,10)
Из оленьих рогов оленеводы делали сувениры, украшали свое снаряжение. Это один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости.
Воспитатель: Из чего делали сувениры, снаряжение?
Ответы детей
Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас — некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.
Так появились мастерские - резьба по кости (Слайд 11)
Воспитатель: Какие мастерские появились?
Ответы детей
Эта очень сложная работа, которая требует много физической силы и умений обращаться с острыми инструментами, поэтому там работали только мужчины. (Слайд12)
Воспитатель: Какими инструментами работали резчики?
Ответы детей
Чаще всего изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках. (Слайд 13,14,15)
Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета. (Слайд 16,17,18,19)
Воспитатель: А чем же занимались женщины? Спросите вы.
А женщины тоже не сидели без дела они занимались выделкой шкур. (Слайд 20)
Воспитатель: Чем занимались женщины?
Ответы детей.
Из этих шкур шили одежду сумки шапки. занимались бисер оплетением (слайд21). Украшали одежду вышивкой и аппликацией из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. (Слайд22,23)
Одежда северных народов разнообразна по своему покрою и декоративному оформлению. (Слайд 24, 25).Ряд ее элементов содержит в себе одухотворение явлений природы которой поклонялись предки.
Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы, делают украшения.
Каждый узор был не похож на другой и имел свое значение.
Воспитатель: Чем украшали одежду?
Защитную роль в орнаменте играет символика цвета. В гамме узоров обязательно присутствует цвета солнца, земли, неба, снега.
Каждый орнамент имел свое название: например, «локоть песца», «утиные крылья», «след медведя». (Слайд 26)
Орнаменты северных народов отличаются от южных, тем что все они как бы защищают людей, оберегают.
Имеют значение оберега. (Слайд 27.28)
Сейчас такие изделия таких ремесел продаются на ярмарках, аукционах их приобретают иностранные граждане.
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в наши мастерские:
-мастерская резчиков для мальчиков
-и мастерская вышивальщиц для девочек
У каждого мастера должно быть свое рабочее место и он работает только там.
Пальчиковая гимнастика: «Елка»
Ладони от себя, пальчики пропускают между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляют вперед. Локти к корпусу не прижимаются.
Елка быстро получается,
если пальчики сцепляются.
локотки ты подними,
пальчики ты разведи.
Практическая часть 2 работа за столами
Заключительная часть 3:
Игра «Иголочка и ниточка»
С какими промыслами вы познакомились?
Сложные ли промыслы?
Чем они понравились?