Ольга Петрова
Обобщение опыта по воспитанию любви и уважения к родному городу «Знакомство с Петербургом»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей в воспитании подрастающего поколения является приобщение детей к культуре своего народа. Именно знание истории родной страны, родного города, его культуры поможет ребенку в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Публикация «Обобщение опыта по воспитанию любви и уважения к родному городу „Знакомство с Петербургом“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Темочки
Проработав в детском саду много лет и приложив немало усилий к воспитанию у дошкольников любви и уважения к родному городу, я решила поделиться своим опытом. Основы патриотизма и чувство уважения к родному городу необходимо начинать формировать с самого раннего возраста. Система формирования основ патриотизма строится на эмоционально-познавательной основе, органично пронизывая весь образовательный процесс. Формированию духовно-нравственных ценностей ребенка способствует интеграция всех образовательных областей. Основной же целью своей работы с детьми, я ставлю создание условий для развития личности ребенка, формирования чувства гражданского патриотизма и воспитания любви и уважения к родному городу.
Для достижения поставленной цели, в своей работе я определила следующие задачи: формирование знаний об истории и культуре Санкт-Петербурга, развитие эстетического переживания красоты и уникальности города, воспитание духовно-нравственных чувств дошкольника через деятельные формы воздействия с ним.
Чтение художественной литературы, знакомство с трудом взрослых, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры - все это плавно подготавливает детей к восприятию определенной информации, к целевым прогулкам и экскурсиям, а углубить знания помогают родители, проводя наблюдения по рекомендациям. Конечно, в младшем возрасте наблюдения ограничиваются рамками детского сада и ближайших улиц, но получая знания и навыки правильного поведения в общественных местах, дети закрепляют их в играх по соответствующей тематике. Запоминая имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, малыши знакомятся с историей своей семьи, ее традициями. Это и является платформой для дальнейшего воспитания маленького петербуржца.
В среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с историей города. Они уже знают не только свои имя, фамилию и домашний адрес, но и в каком городе мы живем. Малыши узнают, как возник город, получают информацию об исторических достопримечательностях. Здесь преобладают элементы поисково-исследовательской деятельности, моделирования. Для этого изготавливаются макеты объектов города, используются дидактические игры. Ребята постепенно в занимательной форме (в игре, с музыкой, с показом слайдов и иллюстраций) знакомятся с основными сведениями о родном городе : с его главной улицей, главной площадью, Узнают много нового о зданиях в нашем городе, о главной реке - Неве, о том, что у города тоже есть день рождения.
Одновременно в группе вывешиваются иллюстрации с достопримечательностями города, выкладываются и рассматриваются альбомы с фотографиями, проводятся целевые прогулки по улице, на которой находится детский сад. Дети знакомятся с историей улицы, узнают в честь кого она названа, видят объекты и рассказывают о них. По «авторским» картам», изготовленным вместе с детьми, дошкольники знакомятся и с районом, в котором живут и с центром города. Детям предлагаются задания типа: «Найди маршрут из детского сада домой», «Покажи на карте, как можно проехать на Дворцовую площадь» и т. д. Совместная деятельность педагога с детьми переходит в самостоятельную деятельность ребенка. Обязательно выставляются рекомендации для родителей к индивидуальным экскурсиям. К концу года дети среднего возраста уже знают в каком городе они живут, главную улицу, площадь, реку. Знают основные сведения о своей улице, районе, знакомятся о блокадном прошлом города-героя. Ребята начинают осознавать в каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть все своими глазами.
В старшем дошкольном возрасте запас знаний у детей уже достаточно большой, у ребенка начинает формироваться гражданская позиция. Добавляются моменты развития духовного кругозора личности дошкольника. В этом возрасте много времени уделяется художественной литературе по истории Санкт-Петербурга (о строительстве города, о войне, блокаде). Изучается история города через судьбы знаменитых петербуржцев.
Для этого в своей работе с детьми я активно использую метод проектирования. Реализацию поставленных образовательных задач в проектах я осуществляю в процессе различных видов детской деятельности путем организации совместной деятельности с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей (игровой, познавательно-исследовательской, трудовой, коммуникативной, художественной).С детьми проводятся целевые прогулки по родному району, экскурсии в ближайшую библиотеку. В библиотеке организуются мероприятия по воспитанию любви к книге и возрождению традиционных семейных ценностей. Кроме того,с детьми проводятся циклы наблюдений за красотой Петербурга. Рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, заучиваем стихотворения, составляем рассказы об увиденном, а также придумываем с детьми головоломки, загадки, используем мультимедийные презентации. Поскольку детский сад удален от центра города, то применение мультимедийных средств позволяет проводить с детьми «виртуальные» экскурсии, знакомя их с городскими достопримечательностями, закрепляя и обобщая знания детей. Проведя «виртуальную» экскурсию, детям и родителям дается домашнее задание с рекомендациями прогулки по городу. В контексте петербурговедения включается много бесед на темы: «Мои мысли о сохранении памятников», «Мои чувства во время посещения мемориала «Журавли» и т. д. В играх – ситуациях используется современная тематика, которая поможет детям в дальнейшем легко адаптироваться в бурной жизни мегаполиса: «Я беру интервью», «Путешествие по России» и т. д.
Итогом проектов являются такие формы как конкурсы, викторины, выставки, закрепляющие знания о Санкт-Петербурге. Например, конкурс стихов «Подвиг Ленинграда», посвященный дню снятия Блокады Ленинграда, выставки детских работ «Салют Победы», «Мой район», вечера поэзии, посвященные знаменитым петербуржцам с участием родителей. Проводились досуги и праздники «Любимый город», «С днем рождения,Санкт-Петербург», формирующие духовно-нравственные чувства дошкольников.
Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, большое внимание мною уделяется игровым технологиям. Включение в работу авторских игр и дидактических пособий, имеющихся в дошкольном учреждении позволяет в игровой, увлекательной форме вводить тему родного города в повседневную образовательную деятельность детей, пополнять и обогащать предметно-игровое пространство группы. Включение комплекса краеведческих игр, изготовленных с учетом возрастной доступности помогает детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности, формирует интегративные качества. Такие игры, как:«Что пропущено?», «Что не так?», «Реставраторы» способствует развитию памяти, внимания, творчества. Включение в процесс элементов мнемотехники, применение игровых заданий, используя такие приемы, как «мозговой штурм», «хорошо или плохо» на петербургскую тематику, придумывание мнемотаблиц с коллажами для запоминания сведений о достопримечательностях города отлично помогает развивать логическое мышление, речь, воображение детей.
В работе с родителями большое внимание уделяется практическим заданиям и содержанию наглядной информации. Учитывая разнообразный контингент родителей и удаленность детского сада от исторического центра города, необходимо также помнить и о воспитании «взрослых петербуржцев» и грамотно и бережно вести их по всем этапам узнавания родного города, чтобы их знания и любовь к Санкт-Петербургу естественным образом передавалась детям.
В заключение хочу сказать, что все эти методы работы являются положительным условием воспитания современного культурного человека – жителя нашей великой Родины – России, который любит и свою страну и тот город, в котором живет.