елена малахова
Проект «Знакомство с народной глиняной игрушкой Дымково»
▼ Скачать
Тип проекта : познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный Срок реализации: 1 месяц
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель Малахова Е. А., родители
Актуальность проекта :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.
Публикация «Проект „Знакомство с народной глиняной игрушкой Дымково“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
Проблема проекта
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Цель проекта :
Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка». Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства. Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности. Развивать устойчивый интерес к народным промыслам.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Изучить истоки дымковской игрушки.
2. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
3. Научить превращать пластилин в дымковскую игрушку.
4. Создать коллекцию дымковских игрушек, оформить выставку
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, зрительную память, внимание, любознательность.
2. Развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков.
3. Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.
4. Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
5. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения.
6. Развивать художественный вкус, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
2. Воспитывать уважение к работе мастеров.
3. Воспитывать патриотические чувства.
Формы работы: Занятия, беседы, познавательные рассказы воспитателя:
" Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
" Беседа о "дымке".
" Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки".
" Занятие "Знакомство с дымковской игрушкой".
" Занятие "Волшебные лошадки".
" Занятие "Нарисуем Дымковский узор для куклы".
" Занятие "Веселый хоровод Дымковских игрушек»
" Занятие Барыня" (итоговое занятие).
" Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.
Взаимодействие с родителями
" Доклад "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
" Беседа с родителями "О значении народной игрушки в жизни современных детей"
" Консультация для родителей "Народные игры
в семье"
" Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
Деятельность педагога
" Подбор литературы о народном промысле "дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).
" Оформление изостудии (на протяжении проекта)
" Изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
Этапы проекта.
I этап –подготовительный
Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия
Создание презентации «Дымковская игрушка»
II этап –исследовательский
• Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.
• Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.
• Изучить узоры при росписи игрушки.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний, обучающихся о народных промыслах
III этап – практический
• Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.
• Нарисовать эскизы игрушек : козлик, баран, барыня.
• Изготовить (слепить) и расписать дымковскую игрушку.
Ожидаемые результаты:
Научить детей рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.
IV этап – итоговый
• Обобщение результатов работы.
• Выступление детей перед родителями и педагогами «Что мы узнали о дымковской игрушке».
• Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».
Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи, доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.
Выводы:
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки
Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети активно участвовали в проекте. Были прочитаны стихи о дымковской игрушке, изучали историю игрушки, технику росписи дымковской игрушки, развивались навыки работы с глиной, красками, готовили сообщение. Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка, поселенье и другие).
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки, выполненные детьми, доставили им чувство радости, удовлетворения, восхищения.
Рефлексия проектной деятельности
1. Оценивание качества результатов
Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.
Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс. После выполнения индивидуальных игрушек возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.
2. Приобретены рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.
При создании народной игрушки, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение товарища, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. Раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.
После завершения проекта дошкольники приобрели следующие умения:
• личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
• умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;
• знания о декоративно-прикладном творчестве России.