светлана кныш
Конспект занятия «Знакомство с народами Поволжья. Татары»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети заходят в музыкальный зал под музыку садятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, мы очень много говорили о нашей стране. Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Ребята вы стихотворения знаете о России? (да)
Д: РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с народами Поволжья, Татары“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Республика Татарстан
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Автор С. Васильев
В: Какие пословицы вы знаете о Родине?
Дети: «Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
Ребята, давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. (находят на карте мира слайд №1). Вот она наша Россия (слайд №2). Посмотрите какая она красивая, разноцветная! Как вы думаете, почему карта такая разноцветная? ( ответы детей: голубым цветом обозначены моря, океаны; зеленым – леса; коричневым горы). Посмотрите, а что это за голубые ленты растянулись по всей карте? (реки)Правильно, это реки. Ребята, какие реки вы знаете? (Волга, Камышинка, Иловля, Обь, Лена). Одна из самых больших величественных, полноводных рек Росси- река Волга. (слайд №3). Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной».
- А как вы считаете, почему нас называют волжанами? (потому что мы живем на Волге). Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами. Посмотрите, как много городов построено вдоль Волги, а как вы думаете, почему люди строили города вдоль рек? ( ответы: потому что можно воду из них брать чтобы пить, животных поить, рыбу ловить, поливать посевы, по рекам можно доплыть до другого города, торговать). Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру: свои песни, сказки, танцы, игры, свою национальную одежду. Какие национальности живут вдоль реки Волга? (русские, башкиры, чуваши, мордва, татары). А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? (Утвердительные ответы детей). Сегодня мы поговорим с вами о татарах. Что вы знаете о них? ( ответы: они живут в республике Татарстан, столица – город Казань, в Казани есть Кремль) Да, ребята а жемчужиной Казанского Кремля Казани — башня Сююмбике. Это одна из так называемых «падающих» башен. В Татарстане почитают разные религии, потому там много православных храмов, мечетей, главная из них – мечеть Кул- Шариф, а так же храм всех религий, который продолжает строится до сих пор. Храм является уникальным он совмещает православную и католическую церкви, мусульманскую мечеть, буддистский храм, церковных и обрядовых служб здесь не проводят. В уже открытых павильонах размещается картинная галерея, школа искусств и концертный зал, здесь проводятся творческие мастер-классы и концертные мероприятия.
В Татарстане много музеев (Дом – музей Шишкина Ребята, кто такой Шишкин? (художник) Какие картины Шишкина вы знаете? (Утро в сосновом бору) Литературный мемориальный музей Горького. Ребята, кто такой Горький, (писатель) Что он написал? («Воробьишка»). Очень интересен город- остров Свияжск. Основал этот город Иван Грозный. А еще в Татарстане проходила 27 всемирная летняя Универсиада.
Татары говорят на татарском языке. Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне (включается запись).
Ребята, вы знаете как звучит на татарском «Здравствуйте»? ( ответы: «иссамэсес») Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.
Молодцы. Якши! Якши — значит хорошо. Повторите за мной. Дети повторяют.
А как вы думаете, как можно узнать татар? (По языку, по одежде.) (слайд №14)
А вы знаете, как одеваются татары? (Мужчины одеты длинную рубашку, широкие брюки, жилет, женщины в платье, жилет, фартук).(слайд №15) Давайте поподробнее рассмотрим костюм татар. Преобладают красные, зеленые, голубые и желтые цвета. (слайд 16) На голову татары одевают (слайд №17) мужчины- тюбитейку чаще черного или зеленого цвета, женщины – калфак или платок. (слайд (18) На ногах у татар богато вышитые сапоги, которые называются ичиги. Посмотрите внимательно, что еще дополняет костюм татарской девушки? (украшения) (слайд №19)
Они искусные мастера-ювелиры и делают очень красивые и своеобразные украшения из металла. Посмотрите: все это сделали татарские мастера. Они сделаны из серебра и драгоценных камней. Украшения часто выполнены вручную методом чеканки.
Вот мы с вами вспомнили национальную одежду татар, и я вам предлагаю поиграть в игру и нарядить кукол. Мальчики будут одевать Рената в национальный татарский костюм, а девочки оденут Гульнару. На столах разная одежда народов Поволжья, и русская и башкирская и казахская и татарская. (Дети под веселую музыку одевают кукол слайд № 20)
Ребята, как вы думаете в каких жилищах живут татары? (изба и юрта)
Зимой татары жили в избах (слайд №21) а летом поволжские татары кочевали и жили в юртах. Давайте заглянем в одну из них. (слайд №22). В центре размещался очаг. Полы покрывают коврами. Вещи находятся в сундуках. Посмотрите какая красивая посуда у татар с растительным орнаментом. (слайд №23) А вот эти чашки без ручек называются пиала. Татары, как и другие народности любят музыку и у них есть свои национальные инструменты (слайд №24). Вот этот инструмент называется Кубыз, давайте послушаем как он звучит (слайд №25). А это- Курай (слайд №26)На какой инструмент вам знакомый он похож? (дудка). Мандолина (слайд №27)На какой инструмент он похож? (балалайка). Гармонь –тальянка (слайд №28)на какой инструмент она похожа (наша русская гармонь).
Эти музыкальные инструменты часто звучат во время национальных праздников. (слайд №29) Один из них- любимый татарами праздник Сабантуй. Что в переводе означает «праздник плуга». Он включает в себя разные обряды и игры.
На этот праздник собирается много народа, проходят массовые гуляния, выступления музыкальных коллективов. На этом празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках, перетягивании каната.
А еще во время праздников татары устраивают разные веселые игры и развлечения. В одну из таких игр я и предлагаю вам поиграть. Эта игра называется «Тюбитейка». (слайд№30) (Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и говорит слово на татарском языке).
Молодцы ребята!
Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.
«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
- Вот так народы соединились (взяться за руки)
- Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии.
Как я уже говорила, татарский народ, как и русский – очень гостепреимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Какие национальные блюда татар вы знаете? (плов, шурпа, чак-чак, беляш, парамяш) Я вам тоже приготовила гостинцы. Одно из самых известных блюд называется «чак-чак».
Угощаем вас чак-чаком
Вкусным и медовым
Мы старались, вам пекли
Угощайтесь от души.
Сначала мы угостим наших гостей, а после и сами попробуем вкусный чак-чак.
Соубулыгыз. (До свидания)
Дети прощаются на татарском языке : Соубулыгыз!