Марина Ивакина
Проект «Знакомство с коренными народами среднего Приангарья»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с коренными народами среднего Приангарья с давних времен до этапа строительства Братской ГЭС.
«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»
В. Г. Белинский.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
Публикация «Проект „Знакомство с коренными народами среднего Приангарья“» размещена в разделах
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Как научить детей любить не придуманную нами Россию, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Академик Д. Лихачев, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати – поле». Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.
Н. Федоров называл музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего и настоящего. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Музей – важное средство преобразования культурного опыта в личный опыт обучающегося. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что музей и музейная среда являются важными средствами, обеспечивающими образование, досуг, релаксацию, социализацию посетителя…».
Приобщение детей к национальному и культурному наследию коренных народов Сибири нужно начинать со старшего дошкольного возраста.
В начале работы над проектом столкнулись с такими трудностями: дети имели разрозненные и недостаточные знания о коренных народах, населяющих среднее Приангарье, в основном эти знания связаны с их принадлежностью к русскому народу, как к основному населению России; знания о других народах Приангарья (эвенках, бурятах) были очень минимальны и поверхностны; дети не имели представлений о имеющихся в городе музеях, большинство детей затруднялись в ответе на вопрос: «Что такое музей?»; дети терялись в новой обстановке, затруднялись ответить на вопрос, просьбу, не всегда слышали и слушали взрослого, вступали в разговор; не имели четкого представления о своем городе, родном крае, стране.
Цель работы с детьми 5-7 лет; знакомство с коренными народами среднего Приангарья с давних времен до этапа строительства Братской ГЭС на музейном материале.
Основные задачи:
1. Познакомить детей с коренными народами среднего Приангарья : их жилищем, традициями, одеждой, орудиями труда, культурой.
2. Расширить знания детей о музеях города, поведении в них.
3. Воспитывать у детей желание познавать свою историю, традиции, культуру, любовь к своей малой родине.
4. Воспитывать уважение к своим землякам, прославивших город, людям труда; гордости за свой народ, его свершения.
В ходе работы над темой была проанализирована специальная литература: педагогическая, психологическая, краеведческие материалы.
Основной из первых задач, поставленных мною, было создание предметно – развивающей среды в группе.
В группе создан мини – музей «Русский быт», в который изготовлена новая мебель и который постоянно пополняется новыми экспонатами.
Музей позволяет приобщать детей к музейной культуре. При наличии мини – музея в группе легче мотивировать сбор и поиск детьми предметов для пополнения экспонатов, коллекций, который является для детей естественной средой, обеспечивающий условия для активной познавательной деятельности. Все предметы в мини – музее доступны детям, играя с ними ребенок может по – настоящему окунуться в историю вещей, узнать о их происхождении и назначении.
• В группе выделен и оформлен уголок коллекционера, в котором представляются групповые коллекции: «Киндер – игрушки», «Ракушки», «Яйца», «Самолеты», «Птички – самоделки» и др.
Собраны коллекции марок с разной тематикой; значков разной тематики; старых новогодних открыток и календарей; фантиков.
• Разработаны, подобраны, систематизированы разнообразные картотечные материалы. Оформлены картотеки по темам: «Детский фольклор» (потешки, считалки, небылицы); «Бурятские народные, подвижные игры»; «Дидактические игры с музейным содержанием».
• Изготовлены дидактические игры, часть из которых являются авторскими: «Колодец времени», «Чей предмет?», «Кубик – исторический рубик», режиссерская игра «Русская изба».
В рамках исследуемой темы, были использованы различные формы организации педагогической деятельности с детьми:
1. Экскурсии, посещение краеведческих музеев, выставок:
- музей «Ангарская деревня» : «Знакомство с экологической тропой», «Знакомство с башней Братского острога»;
- музей истории города Братска: «Наймушин – начальник строительства Братской ГЭС»;
- дом – музей Рябикова: «Коренные народы среднего Приангарья (буряты, эвенки)», «История новогодней игрушки»;
- передвижки: «Корзинки и корзиночки», С. М. Арбатский «Народно – прикладное творчество»;
- мини – музей группы: «Святыни русского дома».
2. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми: «Охота – основное занятие коренного населения», «Русские крестьяне, их труд и орудия», «Первооткрыватели земли сибирской», «Братский острог и острожная деревня», «Традиции бурятского народа», «Такие разные дома», «Народные обычаи по русским, бурятским и эвенкийским сказкам».
3. Праздники: организация праздников в музее, таких как «Ярмарка» в музее «Ангарская деревня», где происходит знакомство с традициями, обычаями; «Колядки», «Широкая масленица».
4. Ситуативные разговоры и познавательные беседы: «О жизни эвенков», «Правила поведения в музее», «Кто такой экскурсовод?», «Что такое коллекция?», «Какие бывают коллекции?».
5. Дидактические игры и упражнения: «Назови профессию» (крестьянскую, «Чья шишка?», «Объяснялки», «Чей предмет?», «Колодец времени», «Самоопределение».
6. Творческая продуктивная и игровая деятельность: рисование правила поведения в музее, лепка башни Братского острога, изготовление поделок к празднику «Ярмарка», изготовление ярилы к празднику «Широкая масленица», игра «Жизнь в русской семье», игра – соревнование «Охотники», бурятские подвижные игры: «Рукавицу гнать», «Верблюд и верблюжонок», «Белое дерево», творческие этюды под национальную бурятскую музыку: «Покажи верблюда, лошадь, медведя».
7. Интегрированные занятия: «Путешествие в прошлое Братска», совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по реализации программы развития, «Частушка, песня, сказка», совместно с музыкальным руководителем.
8. Подготовка и проведение компьютерных презентаций: «Новогодние праздники», «Рождество Христово», «Строительство Братской ГЭС».
9. Организация детской проектной деятельности : «Что такое домашний очаг, народные блюда?», составление и оформление рисунками детских рассказов.
10. Совместная деятельность педагога с детьми: изготовление поделок к праздникам, составление коллекции, рассказ о своей коллекции.
11. Работа с детьми в мини – музее группы и выставки коллекции в уголке коллекционирования: экскурсии «Святыни русского дома», «Мы – экскурсоводы»; игра «Жизнь в русской семье»; выставки: коллекции марок, значков, мелких игрушек – киндеров, сибирских птичек – самоделок.
12. Компьютерные игры: «Первостроители Братска», «В гостях у елочки».
В своей работе использовала современные педагогические технологии:
• Личностно – ориентированная: предлагала детям задания, соответствующие степени освоения ими материала, подбирала разные по сложности вопросы, роли предлагала в соответствии с их индивидуальными особенностями.
• Социо – игровая: на занятиях предлагала детям деление по названиям крестьянских профессий, сибирских растений, по желанию и другие.
• Технологии здоровьесбережения: использовала физминутки на познавательных занятиях; творческие этюды: «Имитация движений животных», «Этапы развития цветка», «Действия с орудиями труда»; психогимнастика: «Пожелания», «Скажи приятное»; гимнастика для глаз: «Мячики»; игра – соревнование «Охотники».
• Этно – культурная: проведение детьми экскурсий в мини- музее группы: игра «Жизнь в русской семье», «Святыни русского дома», «Мы – экскурсоводы».
• Проектная : разработан проект «Что такое домашний очаг (печь, народные блюда, в котором дети знакомятся с национальной кухней народов Сибири, выбирает понравившиеся из них, рисуют рисунки, придумывают рассказы к ним.
Работая над темой, сотрудничала с родителями. В начале года, на родительском собрании познакомила с программой «Экспериментальной площадки», с мини – музеем группы ДОУ. Считаю, что взаимодействие детей с родителями по данному вопросу, способствует бережному отношению к традициям, обычаям, овладению историческими познаниями.
На протяжении всего периода предлагалось:
• Познакомиться с консультационным материалом «Воспитываем коллекционеров», «Что можно рассказать о бурятах?».
• Давала домашние задания: подготовить рассказ о Братском остроге и острожной деревни; подобрать пословицы и поговорки о труде, работе; составить вместе с детьми небольшие рассказы о животных, нарисовать рисунки, подобрать стихи, загадки, сказки о животных; изготовить орудие охоты.
• Привлекала к организации выставки из даров природы: «Огородная фантазия», совместно оформила фотовыставку и тематический альбом.
• Привлекала к оказанию помощи по сбору коллекций: ракушек, киндер – игрушек, значков, марок, новогодних открыток, фантиков.
• Участвовали в изготовлении поделок к празднику «Ярмарка», коллекционных птичек.
• Привлекала к участию в проектной деятельности : проект «Что такое домашний очаг, народные блюда?», где совместно с детьми надо было: выбрать национальное блюдо, нарисовать рисунки, составить рассказ о блюде; составление и оформление тематического альбома: «Народные блюда».
• Посещение выставки братского коллекционера С. М. Арбатского.
Наблюдения за детьми в процессе обучения показали, что в результате проделанной работы отмечается продвижения детей:
• Память стала более устойчивой, дети стали легко запоминать экскурсионный и познавательный материал.
• Более развито творческое воображение, дети могут представить то, о чем рассказывает взрослый.
• Дети имеют более развитое мышление, задают вопросы, направленные на получение знаний: почему, зачем, для чего, откуда, когда, куда?
• Улучшилось внимание: дети могут внимательно прослушать рассказ, внести исправления или дополнить его.
• Вопросы детей – показатель развития мышления (дети еще задают вопросы, направленные на получение знаний).
• Повысился самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям (дети стали способны проявлять интерес к истории и судьбе родного края).
• Стали чтить традиции и обычаи предков.
• Высказывают предположения, у детей расширились знания о музее, их названиях и местонахождении.
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что исследуемая тема всегда будет актуальна для изучения детьми старшего дошкольного возраста.