Екатерина Кудряшова
Конспект занятия «Знакомство с Китаем и традициями чайной церемонии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать расширению социальных представлений об окружающем мире, формируя интерес и толерантное отношение к людям других национальностей.
Задачи:
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с государствами, имеющими общую границу с Россией; познакомить с Китайской Народной Республикой (местоположение на карте); растительный и животный мир; национальные особенности.
• Социально-коммуникативные навыки: формирование навыка совместного взаимодействия со взрослыми и детьми, умения договариваться, соблюдать правила.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с Китаем и традициями чайной церемонии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чай, чайные листья
- Чай. Традиции русского чаепития
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
• развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения; учить понимать содержание китайской легенды о чае;
• Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Китай». («Познание», расширить их кругозор).
Материалы и оборудование:
НОД организуется в групповой комнате.
• Карта мира; карточки с иероглифами; мешочки с чем; атрибутика Китая (сувениры, веера, китайский чай, китайский сервиз и т. д.)
• Презентация «Китай»
• Аудио запись китайской народной музыки;
Предварительная работа :
• Беседы с детьми о странах мира.
• Знакомство с Китайскими народными мудростями, легендами;
• Подборка атрибутов к занятию с помощью родителей воспитанников.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, что вы видите на доске? (карту). Посмотрите внимательно – это карта России (нет). Правильно, это карта Мира, а это значит, что мы сегодня отправляемся в воображаемое путешествие в одну интересную страну мира. Посмотрите, какая страна на карте самая большая по площади? (Россия). Правильно, молодцы! Отправимся мы сегодня с вами в страну, которая по площади не такая большая, как наша Россия, но и маленькой ее не назовёшь. А жители этой страны называют себя – «жителями Поднебесной». Кто-нибудь догадался, что это за страна? (нет) Тогда попробуйте определить эту страну, отгадав загадку:
• Интересный право зверь,
• Чёрно-белый весь поверь,
• На бамбук взбирается,
• Им же и питается!
• Может и не знает кто-то:
• Этот зверь - семьи енота.
• Хоть «кошачий», но медведь
• Кто же это, мне ответь.
Ответ: Панда
Воспитатель: Кто догадался, в какую страну мы сегодня отправимся, где обитают панды? (в Китай). Давайте найдем его на карте. Китай граничит с Россией. Омывается несколькими морями: Жёлтым морем, Восточно – Китайским морем, Южно – Китайским морем.
(Воспитатель показывает на карте Россию и Китай, границу между странами и перечисленные моря).
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнёмся. (Упражнения под китайскую музыку.)
Физкультминутка:
• По бамбуковой опушке
• Ходят панды – три подружки,
• Чтобы листиков собрать
• Стали панды приседать:
• Сели, вправо посмотрели –
• Там побеги не созрели.
• Встали, влево посмотрели –
• Там бамбук уже объели.
• Нужно прыгнуть высоко,
• Ветку подхватить легко.
• Молодых листочков съесть
• И на травку дружно сесть!
(Дети выполняют движения по тексту, повторяя за воспитателем).
Воспитатель: Теперь закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в воображаемое путешествие по Китаю, откроете их тогда, когда стихнет музыка.
(Дети закрывают глаза и слушают мелодию китайской бамбуковой флейты). Музыка замолкает, дети открывают глаза. Дети смотрят презентацию на тему Китая (национальные костюмы, архитектура, природа, иероглифы) Воспитатель комментирует презентацию.
Д/ игра: «Найди пару» - (детям предлагаются парные карточки с иероглифами перемешанные между собой)
Сюрпризный момент: (звучит музыка и в группу заходит китайская девушка)
Воспитатель: Ребята у нас гости из Китая, девушку зовут Джиао – её имя переводиться как «изящная, прекрасная» (девушка здоровается с ребятами по китайски)
Джиао: «Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
Воспитатель: Попробуйте поздороваться и вы, с нашей гостьей. (Дети встают, и в поклоне здороваются на китайском языке).
Джиао: У меня для вас есть сюрприз. (Показывает ларец) .
Как вы думаете, что внутри (Дети высказывают предположения) .Внутри ларца - маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что храниться в мешочках? (Дети ощупывают мешочки, нюхают) .Вы догадались, что в них? (Дети отвечают).Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.
Восточное изобретенье -
К нему желательно варенье.
Но если такого нет,
Сойдёт и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой. Что это? (чай)
(Воспитатель хвалит детей за их правильные ответы.)Детям предлагают пройти к столам, открыть мешочки, высыпать чай на тарелочки и рассмотреть его (по желанию детей раздают лупы)
Джиао:- Действительно, это чай - прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая - Китай. Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.
- Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. (на экране продолжается презентация- легенда о чае)
Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел насколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливиться стать участником такой церемонии.
(Демонстрируются иллюстрации о чайных деревьях и кустах, сборе чая) .
- Чайные деревья достигают в высоту 15 м. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки (они умещались на ладони, которые ценились дороже золота). После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.
(Дети рассматривают красивые упаковки с чаем)
Воспитатель: Любите ли вы чай? Джиао приглашает вас отведать разные сорта чая. Пройдите, пожалуйста, в зал для дегустации, для вас накрыты столы
Джиао: - Ребята, хотите, я познакомлю вас с китайской чайной церемонией?
(ставится низкий столик, на нём бамбуковые салфетки, пиала, чайник) Дети, подобно китаянке садятся на колени на ковёр.
- Китайцы заваривают чай в специальных фарфоровых чашках – гайванах, обязательно с крышкой и глубоким блюдцем. Заварочный чайник может быть глиняным или фарфоровым. Каждая заварка оставляет внутри него свой аромат, поэтому внутренние стенки чайника никогда не моют. Зелёный чай можно заваривать 3-4 раза, а чёрный пьют только свежезаваренный. Свежий чай подобен бальзаму, а чай, оставленный на ночь, подобен змее.
Чай в китайской семье разливает самая старая женщина или старшая дочь. Мы в зале для дегустации чая. Мы - дегустаторы. А вы знаете, кто такие дегустаторы? (Ответы детей). Дегустаторы - люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определяют их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус.
(Дети пьют чай с разными добавками. Воспитатель расспрашивает детей, какой чай они пьют) .
Подведение итога:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее знакомство с очень интересной страной. С какой страной мы познакомились? (Китай). Сейчас я прочту вам маленький отрывок из поэмы Владимира Маяковского – это его взгляд на Китайскую народную республику.
От солнца Китай
пожелтел и высох.
Родина чая.
Родина риса.
Неплохо:
блюдо рисовой каши
и чай — из разрисованных чашек.
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать про национальные блюда, быт, культуру и открытия, сделанные китайцами в древности? (да) Тогда на сегодня мы прощаемся, но обязательно увидимся с ними на следующих занятиях при знакомстве с Древним Китаем. Давайте скажем до свидания на китайском языке.
Джиао: «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют за воспитателем.) А теперь скажем по-китайски : се-се (спасибо).