Светлана Михалева
«Знакомство с Черно-белым Королевством». Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Цель:
Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ.
2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.
3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Ход:
Публикация «„Знакомство с Черно-белым Королевством“, Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)
Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.
Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.
Воспитатель: Вот мы его и отыскали, узнали вы, ребята, что это за королевство.
Дети: Да, это шахматная доска.
Воспитатель: Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
Воспитатель: Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
Воспитатель: А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?
Дети: 32.
Воспитатель: А черных?
Дети: Тоже 32.
Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?
Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.
Воспитатель: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?
Дети: 8.
Воспитатель: А сколько горизонтальных?
Дети: 8.
Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д.
Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.
Воспитатель: Очень хорошо. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные. Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?
Дети тренируются показывать диагонали.
Воспитатель: Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?
Дети: Из четырех.
Воспитатель: Сколько в центре белых полей?
Дети: 2.
Воспитатель: А черных?
Дети: 2.
Воспитатель: Правильно. Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)
Воспитатель: Но кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?
Дети: Да!
Дети раскрашивают свои маленькие шахматные досочки.
Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.