Екатерина Царёва
Знакомство с артикуляционным аппаратом детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы:
В последнее время возросло количество детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР). У таких детей с сочетаниями сложных дефектов, обучение не только замедленно, но и затруднено. Это требует от педагогов особых умений, творчества, повышенной эмоциональной отдачи, терпения.
Для начала успешной работы требуется сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате, знакомство с органами артикуляции.
Публикация «Знакомство с артикуляционным аппаратом детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Так как укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе, является неотъемлемой частью развития речи.
Задачи:
- Закрепление названия частей лица и органов артикуляции;
-Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
-Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);
Активно используется способность детей к подражанию. Подражание является сопряженным, поскольку взрослый совместно с ребёнком, выполняет те или иные действия в строгой последовательности. А ребёнок затем самостоятельно пытается повторить каждый элемент этого действия. Затем задание усложняется и подражание начинает носить отражё нный характер: взрослые только называют действия и предлагают ребёнку самостоятельно это действие повторить.
Работа с детьми.
Вступлением служит песня «Точка, точка, два крючочка».
Со временем дети её начинают узнавать и уже понимают, о чем пойдет речь на занятии.
После, перед зеркалом с ребёнком, рассказываем одноименный стишок и показываем части лица на себе, а ребенок по подражанию повторяет действия и названия частей лица.
«Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек. (щекочем ребёнка)»
Игры с детьми:
1. Игра «Собери лицо». (Ребенку предлагается собрать лицо по отдельным элементам с их оречевлением).
2. «Покажи на картинке-покажи на себе». (Ребенку предлагается готовая картинка с изображением лица, где он должен назвать части лица, а затем назвать и показать их на себе).
3. По инструкции специалиста «Прикрыть глаза руками, закрыть одной рукой рот, коснуться пальцем подбородка т. д.».
4. «Раскрась части лица по инструкции».
5. «Опиши свои волосы, нос, глаза и т. д.».
Так как артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Предлагаем ребенку выполнять по образцу мимическую гимнастику с оречевлением.
Сначала «повтори за мной», затем «действуй по инструкции».
Данные игры используются на индивидуальных занятиях для закрепления понятий о речевом аппарате.
По итогу закрепления знаний о речевом аппарате приступаем к артикуляционной гимнастике на фронтальных занятиях.
Так как на фронтальных занятиях иногда очень сложно удержать детей в статике и выполнять артикуляционною гимнастику, мною была разработана техника проведения артикуляционной гимнастике в динамике.
Для данного упражнения я использовала ортоковрики и карточки с изображением артикуляционных упражнений.
Каждый квадрат ортоковрика отображает упражнение. Тем самым во время данной артикуляционной гимнастики отрабатываются не только упражнения, но и задействовано развитие таких процессов как память, мышление, внимание. За счет ходьбы по неровным поверхностям происходит улучшение кровообращение, укрепление мышц, формирование правильной стопы.
Данную технику можно использовать для постановки звуков (использовать артикуляционные упражнения, способствующие постановки выбранного звука, отработки звуков в слогах и тд.