Савич Екатерина
Значимость «фоновой» музыки для детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Значимость «фоновой» музыки для детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ»
В чем же заключается актуальность фоновой музыки в ДОУ?
Исследования на эту тему ведутся давно. Стало очевидно, что музыка может улучшать память, обострять внимание, помогать обучению.
Публикация «Значимость „фоновой“ музыки для детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации - способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому и эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом», на занятиях и в режимных моментах ДОУ.
1. Фоновая музыка помогает решать ряд задач образовательно-воспитательного процесса :
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Важным компонентом является подбор музыкальных произведений. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбираем произведения, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света. Образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Расписание звучания фоновой музыки в режиме дня :
Утро, встреча детей.
Создание положительного эмоционального фона.
Звучит радостная спокойная музыка.
Музыкальный репертуар :
П. И. Чайковский Вальс цветов из балета " Щелкунчик";
П. И. Чайковский " Апрель";
И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса»;
М. И. Глинка «Детская полька», «Вальс – фантазия»;
В. Шаинский - М. Пляцковский «Улыбка»
В. Шаинский - С. Козлов «Облака»
Александр Климов: «Раннее солнышко», «Лучик», «Прогулка в лесу» «Здравствуй утро»
В. Богатырев м/ф Маша и медведь – «Солнечные зайчики», «Три желания».
Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей - вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
2. Завтрак, подготовка к занятию.
Звучит музыка уверенная, активный темп музыки.
Музыкальный репертуар :
П. И. Чайковский «Игра в лошадки», «Марш оловянных солдатиков», «Полька»
Р. Шуман «Военный марш», «Веселый крестьянин»
Александр Климов «Веселые мелодии» раздел «Два друга», «Самый – самый»
3. При подготовке ко Сну.
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Под воздействием «колыбельной» у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Музыкальный репертуар :
П. И. Чайковский «Октябрь»
Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
К. В. Глюк «Мелодия»
Л. В. Бетховен «Сурок»
Л. В. Бетховен «Лунная соната»
Разнообразные колыбельные и конечно звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины)
«Колыбельная медведицы» «Самый добрый сон» «Пушистые облака»
4. Пробуждение
Тихая, спокойная, но в то же время оптимистическая, просветленная музыка поможет детям легче перейти из состояния покоя к активной деятельности.
Музыкальный репертуар :
Р. Шуман «Веселый крестьянин»
П. И. Чайковский «Полька»
П. И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков»
М. И Глинка «Камаринская»;
Ф. Мендольсон «Песня без слов»;
Э. Григ «Утро». и. др
5. Обогащая детскую игровую деятельность, прогулки, можно применить следующий музыкальный репертуар :
- «Заводные игрушки», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина);
- «Чебурашка», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского;
- «Песенка крокодила Гены», муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского;
- «Песенка Матроскина», муз. Е. Крылатова, сл. Э. Успенского;
- «Чунга-Чанга», муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина;
- «Резиновый ёжик», «Пони», муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц;
- «Иван Иваныч Самовар», «Очень вкусный пирог», «Бульдог и таксик», муз. С. Никитина, сл. Д. Хармса;
- «Дятлы», «Снег», муз. С. Никитина, сл. С. Михалкова;
- «Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского;
- «Песня Шапокляк», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского;
- «33 коровы», муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева; и др.
Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.
6. Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии :
- Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
- Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
- Улучшается речевая функция.
- Улучшается сенсомоторная функция.
- Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
Фоновая музыка стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживает вдохновение, развивает эстетические качества ребенка. Регулярное использование музыки при проведение режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами могут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояния психологического комфорта, гармоничная звуковая аура способна сделать мир прекрасней, а человека – совершенней!