Ольга Зяблицкая
Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькие дети… играют, как птица поёт. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, инициатива. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».
Публикация «Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить его читать и считать, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.
Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой должен сдать непростые экзамены. Это породило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль.
Обучение ребёнка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, спокойная или активная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, в итоге становится развивающей. Для этого лишь нужно, чтобы родители и воспитатели определили, какие способности, и навыки ребёнка могут развить игры и какой дидактический материал может эти навыки закрепить.
Многие думают, что развивающая игра должна планироваться заранее и проходить под руководством и при непосредственном участии взрослого. Однако наибольшую пользу приносит ребёнку как раз спонтанная игра наедине с собой или в компании сверстников, когда малыш сам, по своей инициативе приступает к тому, или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике свои навыки и умения. Спонтанная игра стимулирует фантазию, развивает творческие способности; самостоятельно общаясь со сверстниками, малыш приобретает и столь необходимые ему социальные навыки.
Считается, что развивающие игры – это головоломки; логические игры с кубиками; иногда сюда же относят занятия, развивающие мелкую моторику рук; игры, закладывающие основы чтения и письма; пособия, расширяющие кругозор малыша и повышающие его эрудицию. На самом же деле круг развивающих игр гораздо более широк: они включают в себя практически всю окружающую среду, в которой живёт и которую познаёт ребёнок. Парк, двор, магазин, автобус, комната, кухня, для него всё вокруг – это одна огромная развивающая среда. Важно лишь уметь пользоваться ею для развития ребёнка.
Для маленького человечка мир, в который он недавно вошел, кажется необъятным, полным загадок и таинственных явлений. Всё ему хочется узнать, ко всему прикоснуться, почувствовать, прислушаться к новым звукам. Как ни хороши и красочны картинки в книге, которые показывает мама малышу, они дают лишь ограниченное представление об окружающем мире. Куда интереснее мир живой, наполненный движением, множеством оттенков цветов и запахов. Магазин – полезнейшее место для развития крохи. Для маленьких покупателей будет полезно просто слышать названия всех тех предметов, которые они видят вокруг себя. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло – растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зёрнышко превращается в сладкую булочку. Поездка на общественном транспорте может стать для малыша не только путешествием, но и развивающей игрой. По ходу движения можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и любые комментарии помогут им многое узнать о своём городе. Поводом для познавательных бесед может стать абсолютно всё, что попадает в поле зрения. И не нужно решать за ребёнка, какая информация необходима ему сейчас, а для какой он ещё мал.
В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Их когда-то сформулировала замечательный психолог Мария Монтессори. В нём изложены основные положения и принципы, которые важно соблюдать при воспитании ребёнка. Малышу, как считала знаменитый педагог, в числе прочих условий крайне необходимы: любовь, тепло, защита, нежность; знания взрослых; ощущение успешности; осознание собственной уникальности; свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.
В любой игре с ребёнком важно помнить об этих положениях, которые должны стать памяткой как для родителей, воспитателей и тех, кто окружает малыша с первых дней его сознательной жизни.
Дошкольные годы летят очень быстро. Совсем недавно малыш учился ходить и произносить первые звуки – и вот уже завтра он идёт в первый класс. Надо постараться не упустить эти короткие, но такие счастливые годы раннего детства. Заполнить каждый день ребёнка интересными событиями, новыми открытиями, познавательными играми. Пока есть время, не стоит торопить малыша, заменяя весёлые игры скучными уроками, ведь всё хорошее, что будет заложено в детстве, непременно даст благодатные всходы.