Ишкильдина Галина
Значение индивидуальной работы для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №221 г. Челябинска» (МБДОУ «ДС № 221 г. Челябинска»)
Выполнила старший воспитатель МБДОУ «ДС № 221 г. Челябинска» Ишкильдина Галина Фуатовна
Значение индивидуальной работы с дошкольниками
Индивидуальная работа в детском саду — это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель. Для дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с ребенком или в малых группах (до 3 человек, где объединяются ребята со сходными проблемами, такими как:
Публикация «Значение индивидуальной работы для дошкольников» размещена в разделах
• не посещают детский сад регулярно (например, из-за того, что часто болеют);
• имеют низкую работоспособность, пассивны на занятиях;
• отличаются застенчивостью или заторможенностью.
Индивидуальная работа так же позволяет предотвратить педагогическую запущенность дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.
Прежде всего, индивидуальная работа проводится, если у ребенка есть проблемы в усвоении знаний, умений, навыков или в социализации. Для воспитателя группы проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком является обязательным и систематическим элементом педагогической деятельности.
В первую половину дня рекомендуется проводить индивидуальную работу, которая имеет личностную направленность. Организуется работа с детьми, которые: - имеют пробелы в знаниях, - нуждаются в активизации речевых процессов или исправлении их недостатков, - отстающими в освоении двигательных навыков, - малоактивными, замкнутыми, - недостаточно любознательными.
После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на : - активизацию творческого потенциала (конструирование, рисование, создание аппликаций, поделок); - речевую и двигательную коррекцию (если в первой половине дня времени на эту работу не хватило).
На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития. А те дети, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются в игры. Так же на прогулках можно разучивать потешки, отрабатывать звукопроизношение, повторять выученные на музыкальных занятиях песенки.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к осуществлению индивидуального взаимодействия с детьми дошкольного возраста :
• Учет личностных особенностей ребенка в разработке индивидуального образовательного маршрута.
• Оценка динамики развития ребенка должна проводиться в сравнении с ним самим, а не со сверстниками.
• Уважение личности каждого ребенка.
• Поиск наиболее подходящих способов вовлечения всех ребят в разные виды деятельности для определения способностей и личностных качеств каждого.
Индивидуальная работа проводиться не только с теми детьми, которым необходима помощь в освоении материала, но и с одаренными детьми.
• Стимулирование процесса самообучения. Это направление индивидуальной работы имеет огромное значение для воспитания самостоятельности ребенка.
Проводить индивидуальную работу необходимо на основе мониторинга (наблюдения, бесед, опросов, анализа участия воспитанников в занятиях).
Проведя анализ результатов работы необходимо наметить систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника (рассказать о перспективном плане проведения индивидуальной работы по программе).
Проводя эту работу, мы должны опираться на поддержку родителей: порекомендовать им прочитать или что торазучить с ребёнком, изготовить поделку, рисунок, поиграть в обучающую игру.
Для того чтобы родители были в курсе жизни группы и успехов детей, на стендах обязательно должна быть размещена информация о том, что способен знать и уметь ребенок каждой возрастной группы (как ориентировочную, но не обязательную для каждого малыша, тексты стихотворных произведений, буклеты и распечатки дидактических игр.
Если дети имеют некоторые проблемы с усвоением материала на занятиях и в другой деятельности, педагог беседует с родителями наедине, даёт практические советы, рекомендации.
Методы и приемы индивидуальной работы с дошкольниками
Среди методов индивидуальной работы наиболее популярными являются наглядные, словесные, практические и игровые.
• словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
• наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
• практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).
Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребё нка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.
Длительность индивидуальных занятий
Необходимость проведения и количество индивидуальных занятий определяются воспитателем детского сада. Если занятие с логопеда или психолога с одним-двумя воспитанниками может длиться в рамках обычного, около от 20 до 30 минут, то индивидуальную работу с детьми воспитателя такой длительности организовать сложно. Ведь основная его обязанность — обеспечивать сохранность жизни и здоровья малышей в течение всей рабочей смены, организовывать и направлять их деятельность в полезное и безопасное русло.
Няня не всегда может заменить воспитателя, взять остальных детишек под контроль, поэтому воспитатель осуществляет индивидуальную работу в форме отдельных образовательных ситуаций, коротких дидактических игр, которые не помешают ему следить за поведением всех детей. Длиться она может и 3, и 7 минут, в зависимости от того, чем увлечены другие дети, сколько их находится в данный момент в группе.
Занимаясь даже с одним ребенком, педагог должен держать в поле зрения всех детей.
Планирование индивидуальной работы
Индивидуальную работу вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план. Поскольку индивидуальная работа проводится на всём протяжении дня, как в виде занятий, так и эпизодически, отобразить всю её в плане невозможно. Поэтому в нашей группе мы фиксируем индивидуальную работу отдельно в виде таблицы:
Индивидуальная работа с детьми
Ф. И. ребенка Направление развития содержание деятельности
дата
ПастнерТася Познавательное. ФЭМП Направление от себя: вверху, внизу, впереди сзади. Левая, правая рука 25.03.21
Кроме запланированной, ежедневно проводится внеплановая ситуативная индивидуальная работа, предпосылки которой возникают в ходе выполнения режимных моментов.
Для индивидуальных занятий не существует отдельных тем, упражнений или игр. Воспитатель берёт материал из разных образовательных областей, над которым считает необходимым работать. В своей работе воспитатель должен в первую очередь опираться на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и особенности и личный темп развития каждого ребёнка. Осуществить эти требования поможет рационально организованная и систематически проводимая индивидуальная работа с детьми.