Эфендиева Галина Владимировна
Консультация «Значение игры для развития потенциала ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
(В. А. Сухомлинский - педагог, писатель, публицист)
Игра - это особый вид деятельности, который основываясь на интересе и положительных эмоциях, способствует пробуждению имеющегося потенциала умственного и физического развития ребенка. Именно в игре, ребенок свободно и легко способен усвоить общественно исторический опыт. Погружаясь в условные ситуации, ребенок воспроизводит правила человеческой жизни, труда, подчинение которым способствует познанию предметной и социальной действительности. Игра является с одной стороны развлечением, а с другой - не всегда простой, продуктивной деятельностью ребенка. Играя в игру, ребенок демонстрирует свои уже имеющиеся знания и приобретает новые, формируются и развиваются социально-коммуникативные навыки. Значение игры трудно переоценить в жизни ребенка начиная с первых дней его жизни. Игра - это некий мост, соединяющий детство со взрослой жизнью и качество этого моста зависит от взрослого. Игра - это не просто короткое слово, за которым скрываются положительные эмоции, игра - это серьезное и правильно организованное дело взрослого человека, несущего ответственность за ее последствия.
Публикация «Консультация „Значение игры для развития потенциала ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как сказал английский философ Джон Локк, ребенок - это чистая доска и на ней общество пишет любую программу и хорошую, и плохую. Игра как раз и является тем мелом, которым пишут эти программы. При этом необходимо отметить, что с течением времени и темпом развития человеческой цивилизации меняются программы, меняется мел, меняется и само общество.
В современном мире людей отмечается грустная статистика ежегодного роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). К решению данной проблемы подключены медицина и различные области науки, но пока не найдена панацея, необходимо представителям педагогики и психологии искать «пути социализации», по которым наиболее оптимально комфортно, должны пройти, дети имеющие дефекты развития.
Игра, как раз и является одной из «тропинок» с помощью которой можно выстроить дальнейший маршрут движения вперед. Игра универсальна по своей сути, но все не так просто.
Несмотря на то, что к настоящему времени написано огромное количество литературы, раскрывающей ценность игры в развитии ребенка, многие родители и специалисты затрудняются в выборе игры с ребенком. Дело в том, что дети, имеющие сложные диагнозы, затрагивающие не только соматику, но и психику, воспринимают мир абсолютно иначе, чем их окружающие взрослые. Так, например, родители задаются вопросом: «Что делать? Моему ребенку не интересна игра. Ему интересно только включать и выключать выключатели во всей квартире…» (ситуация А). Другие родители: «Нашего ребенка интересуют только поезда. Мультики про поезд, игрушка-поезд, звуки поезда и при этом игры нет. Простые манипуляции с игрушкой-поездом назад-вперед и все…» (ситуация В).
Вот и получается, что вроде есть у взрослого знания об игре, но нет знаний с чего начать. Для начала ребенку надо пройти психолого-педагогическую диагностику, результаты которой выявят уровень развития ребенка и возраст, которому соответствует его развитие. Далее, необходимо подобрать игры, подходящие выявленному возрасту и приступать играть. Казалось бы, все: диагноз поставлен, уровень развития определен, игры выбраны…И вот здесь, появляются очередные «подводные камни». Играть ребенок всё равно отказывается. Причинами отказа ребенка от игры может быть, например, элементарное отсутствие интереса со стороны ребенка, а без интереса игра не возможна. У ребенка из-за возраста или из-за наличия сложного диагноза отсутствует сила воли и заставить играть ребенка тоже невозможно. А своей настойчивостью в такой ситуации взрослый может нанести ребенку только вред, навсегда закрепив в его сознании формулу страха перед игрой.
И снова возвращаемся к вопросу: «С чего начать?». Ответим на поставленный вопрос на примере, описанной выше ситуации В.
1. Необходимо установить с ребенком зрительно-эмоциональный контакт. Вы должны убедиться, что ребенок Вас видит и слышит.
2. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности.
3. Игра должна соответствовать интересам ребенка.
Если ребенка привлекает только то, что связано с поездом, в игру должен быть включен поезд и подключена фантазия взрослого. Можно включить песню про поезд и потанцевать с ребенком вокруг поезда; поиграть в поезд, расставив стулья, ребенок может выполнять роль машиниста и т. д. Если это дидактические игры, например, направленные на формирование и развитие зрительного восприятия цвета, то подготовленные цветные карточки должны быть по форме поезда. В случае если, цель игры формирование и развитие зрительного восприятия формы, то на разной форме (квадрат, круг, треугольник и т. д.) должны быть изображены поезда. НО необходимо помнить, что постепенно и аккуратно, не травмируя «привязанность» ребенка к поезду, тему поезд надо исключать из игры.
То есть с одной стороны навязчивый интерес ребёнка к поезду был использован, с целью включения ребенка в игру, а с другой стороны с помощью правильно организованной игры, можно и нужно избавиться от этой навязчивости.
Таким образом подводя общий итог можно сказать, что игра это
И - интересная
Г - грамотно-организованная
Р - развивающая
А - активность