Ольга Сафронова
«Зимняя сказка стучится в двери». Проектная деятельность (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта:
Сафронова О. В. (воспитатель старшей логопедической группы);
База внедрения: МАДОУ «Радость», группа «Ромашка»
Тип проекта:
• По доминирующей в проекте деятельности: информационно-творческий, игровой.
• По содержанию: интегрированный, включает ребёнка и его семью
• По продолжительности: долгосрочный (3 месяца: декабрь, январь, февраль)
• По количеству участников: групповой
• Участники проекта: воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители детей.
Публикация «„Зимняя сказка стучится в двери“, Проектная деятельность (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Проекты
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Возраст детей: старший дошкольный.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, музыка, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность проекта:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К. И. Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Зиму издавна называли сказочным временем. Предновогоднее предвкушение чуда, зимние забавы, превращения всё это вводит ребёнка в фантастический мир сказки. И дети, и взрослые, все мы становимся его героями, испытывая при этом необыкновенные чувства: красочные, волшебные, радостные.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Цель проекта:
• развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства;
• воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
• раскрытие творческих способностей детей и ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
• учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;
• формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
Развивающие:
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности
• развивать традиции семейного чтения;
• расширять представления детей о традициях празднования Нового года и Рождества через познавательно-игровую деятельность, знакомство с художественными и музыкальными произведениями.
Воспитательные:
• создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
• прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Планируемые результаты:
• Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
• Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки и сказки.
• Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности по теме проекта.
• Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
• Эмоциональный отклик от своей работы.
Продукты проекта: выставка семейных творческих работ по теме проекта, новогодний концерт-сказка с участием детей и родителей, выпуск фотоальбома «Путешествие по зимним сказкам».
Обеспечение проекта:
Методическое:
«Проектная деятельность дошкольников» Веракса Н. Е., Веракса А. Н.
«Проектная деятельность старших дошкольников» ЖуравлёваВ. Н.
«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа» Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н.
«Технология проектирования в ДОУ», Евдокимова Е. С – М. «Сфера»,2006г.
«Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога», Михайлова А. Я. -М., 2002 г.
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
Интернет-ресурсы
Материально-техническое:
Художественные произведения по теме проекта
Иллюстрации, картинки, дидактические игры по теме проекта
Аудио и видеозаписи, презентации.
План реализации проекта:
1. Организационный этап. (23.11 -30.11)
* Изучить методическую литературу по данной теме.
* Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
* Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
2. Основной этап. (1.12 2016– 11.02.2017)
Реализация проекта
С педагогами
1. Наглядно-информационный стенд для родителей «Расскажи мне сказу, мама. Посмотри со мной мульфильм»
2. Организация выставки семейных творческих работ на тему «Зимняя сказка стучится в двери»
3. «Зимняя сказка» (оформление группы) .
4. Создание предметно – развивающей среды для погружения детей в тему проекта: выставка детской литературы по теме проекта, подбор дидактических игр, атрибуты для театральной деятельности и сюжетно-ролевых игр, подбор коллекции м/ф по теме
5. Выполнение работ по изодеятельности
6. Разучивание песен, новогодних и народных игр.
7. Спортивное мероприятие (зимние забавы)
8. Постройка городка на участке
9. Оформление на участке сказочного уголка
С детьми
1. Беседы «Сказка в нашей жизни», «Зимняя сказка стучится в двери»
«Хорошо, что есть зима».
2. ООД «Серебряное копытце», интегрированное занятие по сказу П. П. Бажова.
3. Составление с детьми рассказов «Дед Мороз едет на елку», «Зима в Простоквашино»
4. Пальчиковые игры: «Украшаем елочку», «Снеговик»
5. Конкурс новогодних стихотворений.
6. Новогодний утренник
7. Театрализация по русской народной сказке «По-щучьему велению».
8. ООД по зимним сказкам С. Козлова, интегрированное занятие.
9. ООД по сказке Одоевского «Мороз Иванович».
Чтение художественной литературы
1. «Суд над декабрем» сказка.
2. П. П. Бажов «Серебряное копытце»
3. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
4. Одоевский «Мороз Иванович»
5. С. Козлов «Зимняя сказка», «Снежный цветок»
6. «По-щучьему велению» русская народная сказка
7. «Лиса и волк» русская народная сказка
8. Русская народная сказка «Снегурочка»
Просмотр и обсуждение мультфильмов
1. «Серебряное копытце»
2. «Зима в Простоквашино»
3. «Снеговик-почтовик»
4. «Морозко»
5. «Зимняя сказка»
6. «По-щучьему велению»
7. «Двенадцать месяцев»
Познавательно – исследовательская (конструктивная)
1. Мастерская Деда Мороза
2. Эксперименты с водой «Цветные льдинки», «Кляксочки», «Как появляется сосулька?»
3. Эксперимент «Травушка муравушка»
4. Конструирование из бумаги с элементами лепки «В избушке у Медвежонка»
5. Конструирование «Коробочка для подарков»
6. Конструирование «Заснеженная ёлочка» из ажурных салфеток, для составления коллективного пано по сказу «Серебряное копытце».
7. Конструирование «Мягкие шарики на ёлочку»
8. Конструирование «Рождественский ангел»
Художественно-эстетическая
Рисование:
1. «Зимний лес» по сказу «Серебряное копытце»
2. «Снеговик-почтовик»
3. «Снежный цветок»
Аппликация:
1. «Валенки для Дарёнки»
2. «Зайка в зимнем лесу»
3. «Рукавички-снеговички»
4. «Снежинка»
Лепка:
1. «Снегурочка»,
2. «Ёжик лечит Медвежонка»
3. «Снежный цветок»
С родителями:
1. Беседа и папка-передвижка «Расскажи мне сказку, мама. Посмотри со мной мультфильм».
2. Чтение сказок с детьми.
3. Организация книжной выставке по теме проекта.
4. Оформление выставки творческих работ, изготовленных руками родителей и детей.
5. Снежные постройки на участке, оформление сказочного уголка.
Заключительный этап. (13.02 – 16.02.2017)
1. Театрализация русской народной сказки «По-щучьему велению»
2. ООД «Последняя страница зимней сказки»
3. Выставка семейных творческих работ «Зимняя сказка стучится в двери»
4. Оформление странички из книги «Это книжечка моя, про мир вокруг и по меня» - рассказ ребёнка "Хорошо, что есть зима!".
5. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Обобщение результатов работы, формулировка выводов. Составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
1 В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
воспитываем детей;
развиваем выразительную, образную речь;
развиваем логическое мышление;
развиваем творческую активность;
Сказки - это отличное средство сплочения детей и взрослых.
2 Взрослые очень ответственно отнеслись ко всем предложенным на протяжении проекта заданиям и мероприятиям.
3 Основным результатом стало создание книги «Зимние сказки»; итоговое занятие «Последняя страница зимней сказки».