Приложение МААМ

«Зима. Зимние забавы». Краткосрочный тематический образовательный проект для подготовительной группы

Ирина Антончик
«Зима. Зимние забавы». Краткосрочный тематический образовательный проект для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

Краткосрочный тематический образовательный проект

для подготовительной группы «Дельфинёнок»

«Зима. Зимние забавы»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы: И. А. Антончик

Тавда, 2024

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный (с 26.12.2023г. по 15.01.2024г.).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Дельфинёнок», воспитатель, родители.

Возраст участников: 6-7 лет.

Актуальность:

Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и сформировать у детей целостной картины мира о зиме, зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Зима – это время самых интересных занятий: время кататься на санках, лыжах, коньках. Зима это не один день, а целых три месяца! Как сделать, чтобы это время было наполнено веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, а главное, интересным и познавательным для детей? Существует масса замечательных народных игр и забав. Поэтому, я решила подобрать весь необходимый материал по данной теме, для того, чтобы расширить представление детей о зимних забавах и развлечениях, воспитать любовь к родной природе, к русской зиме, а самое главное - сделать незабываемым для моих воспитанников это сказочное время года.

Цель: Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года. Систематизировать представления о зимних играх - забавах, зимних видах спорта.

Задачи:

1. Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме;

2. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;

3. Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом;

Воспитательные:

1. Формировать желание заниматься зимними видами спорта;

2. Воспитывать здоровый дух соперничества, взаимовыручки в командных играх;

Развивающие:

1. Развивать потребность в двигательной активности, общую моторику;

2. Развивать сообразительность при отгадывании загадок о зимних забавах и видах спорта;

3. Стимулировать проявление положительных эмоций;

Образовательные:

1. Способствовать расширению кругозора детей по теме. Закреплять понятия «Зима». «Зимние забавы», «Спортивный инвентарь».

2. Расширять словарь за счет имен существительных: санки, лыжи, коньки, лыжник, фигурист, каток и др., имен прилагательных: липкий, рассыпчатый, снежный, ледяной.

Учить составлять короткие рассказы по картинкам «Зима пришла» (о зимних – забавах: лепке снежных фигур, катании на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, хоккей).

Учить рисовать спортивный инвентарь, снеговика, лепить зимующих птиц, лепить постройки из снега, раскраски по теме проекта.

Первый этап – подготовительный.

- определение темы проекта;

- выявление первоначальных знаний детей о зиме, о зимних явлениях, зимних забавах, видах спорта;

- обсуждение целей и задач с детьми, родителями.

- подбор материалов по теме проекта (наглядные материалы, художественная и энциклопедическая литература, подготовка материалов для организации продуктивной деятельности детей);

- составление плана основного (практического) этапа проекта.

Второй этап – практический.

Образовательные области Вид деятельности: формы и методы

Познавательное развитие Беседа: «Зима. Зимние явления».

Беседа: «Зимние забавы», "В какие игры можно играть зимой".

Беседа о здоровом образе жизни, необходимости заботиться о своем здоровье.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме.

Рассматривание репродукций картин И. Грабарь «Зимний пейзаж», В. Суриков «Взятие снежного городка», А. Дайнека «Хоккеисты».

Дидактические игры «Счет», «Разложи по величине».

Рисование: «Спортивный инвентарь», раскраска «Зимние забавы».

Лепка: «Зимующие птицы»

Постройки из снега: «Берлога», «Снеговик», Лабиринт».

Наблюдение за осадками на прогулке.

Социально –коммуникативное развитие -Дидактические игры: «Что изменилось?», «Сложи снеговика», «Куда прилетела снежинка?», «Угадай-ка», «Что перепутал художник», «Кому что нужно?», «Закончи стихотворение», «Бывает-не бывает».

-Разрезные картинки по лексической теме.

-Рассказ воспитателя на тему «Небезопасные зимние забавы».

-Сюжетно-ролевая игра «Больница»: «Оказание первой помощи при травмах».

-Труд в природе: расчистка дорожек от снега, постройка снежной горки.

Речевое развитие -Чтение и обсуждение произведений:

З. Александровой «Снежок», В. Осеевой «На катке», И. Сурикова «Зима»,С. Маршака «Двенадцать месяцев», русских народных сказок «Два Мороза», «Морозко».

-Составление рассказов-миниатюр по сюжетным картинкам по теме: «Зима». «Правила поведения зимой на прогулке», «Детские забавы зимой».

-Составление описательных рассказов о любимом зимнем виде спорта.

-Отгадывание загадок о зимних забавах и развлечениях.

-Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Скажи наоборот».

- Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово».

-Дидактические игры: «Назови родственные слова», «Где снежинки», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?».

Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Снегирь в кормушке».

Раскраска: «Зимние виды спорта», «Зимние забавы».

Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковского «Времена года» (зима, «Голубые санки» (муз. М. Иорданского, М. Клоковой).

Физическое развитие Физминутка «Прогулка». Физкультминутка «Зарядка».

Гимнастика для глаз: «Заискрились, засверкали белые подружки».

Подвижные игры: «Зимние забавы», «Попади в цель», «Заморожу!», «Мороз».

Катание на санках.

Игра в снежки.

Игра-имитация «Покажи зимний вид спорта».

Работа с родителями:

- домашнее задание «Расскажите ребенку о зимних играх».

- консультации «Первая помощь при травмах зимой».

- памятка «Безопасная прогулка зимой».

Третий этап – заключительный.

Анализ эффективности работы по данной теме. Выставка работ по теме проекта.

Результаты реализации проекта:

В процессе реализации проекта дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт. Были очень увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; овладели расширенным словарным запасом; имеют представление о природе родного края;

Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту.

Воспитанники познакомились с новыми разнообразными играми и упражнениями в группе и на воздухе. Дети имеют представление о зимних видах спорта, приобрели новый познавательный опыт. Познакомились с правилами безопасного поведения в природе зимой.

Разработаны рекомендации для родителей.

Реализация проекта

Приложение

«Беседа о зиме»

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья — зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Зима длится три месяца. Декабрь, Январь, Февраль.

Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

• Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

• Как называется ветер со снегом? (Метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

• Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (Иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

• Как называются расписные окна зимой? (Зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах, часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

• Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А загадки отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (Снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (Зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (Мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (Иней)

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте послушаем музыкальные произведения: П. И. Чайковского «Времена года» (зима, «Голубые санки» (муз. М. Иорданского, М. Клоковой).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игры!

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (Белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

- Какая бывает снежинка? (Легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(Хлопнуть в ладоши):

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных снежинок со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Берут снежинку и кружатся со снежинкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Беседа «Зимние забавы»

Цель:

-Формировать представление о признаках зимы и забавах детей зимой;

-Учить детей отгадывать стихотворения-загадки о зиме;

-Активизировать и обогащать словарный запас существительными (зима, снег, снежинка, санки, коньки, лыжи, снеговик, глаголами (играть, лепить, прилагательными (холодная, снежная, морозная, липкий, веселое, хорошее, радостное);

-Развивать умение детей рассказывать по картине;

-Вызвать желание у детей играть в игру «Собери снежки»

-Воспитывать любовь к зимнему времени года.

Оборудование: Мальберт, снежинка, снежки в корзинке, картина «Зимние забавы»

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте загадку:

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке!

-Что это ребята?

Дети: Снежинка

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

- Посмотрите к нам сегодня в гости прилетела снежинка.

Воспитатель: А давайте мы тоже превратимся в снежинок. И немножко поиграем.

Игра «Снежинки покружились»

Подул сильный ветер, снежинки полетели и закружились. (кружатся)

Ветер стих, снежинки опустились на землю. (2-3 раза)

Снежинка вам хочет загадать загадку:

На полянку на лужок,

Тихо падает снежок!

Улеглись снежинки-белые пушинки!

Все вокруг белым бело,

Много снегу намело.

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Правильно!

Беседа: Что бывает зимой?

Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима (холодная).

Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима (снежная).

Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима (морозная).

- Хоть и холодно зимой на улице, но можно придумать много разных игр.

Воспитатель: Снежинка нам принесла картинку. Давайте посмотрим в какие игры можно играть зимой.

Рассматривание картины «Зимние забавы»

- Дети вышли на прогулку. Девочка в красной шапке катается на санках с горки,мальчик с девочкой лепят снеговика, девочка в зеленой шубке катается на коньках по льду, а мальчик катается на лыжах.

Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение у ребят?

Дети: Хорошее, веселое, радостное, так как дети смеются.

Воспитатель: Вот как весело ребятам на прогулке зимой.

Воспитатель: А что еще можно делать на улице зимой?

Дети: Играть в снежки.

Воспитатель: А вы хотите поиграть в снежки?

Дети: Да.

Подвижная игра: «Собери снежки»

(Под музыкальное сопровождение дети собирают снежки в корзинку. Поиграть 2раза.)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие, а сейчас я предлагаю пойти на прогулку и поиграть там в снежки.

«Зимние забавы»

Уважаемые родители!

Для детей зима очень веселая пора! Прогулка — это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Зимнее время года предоставляет удивительные возможности для познавательного развития детей. Дети могут наблюдать не только за природными явлениями: ид т снег, появился л д, но и экспериментировать с ними. Зимние развлечения доставляют детям необыкновенную радость и приносят пользу для здоровья.

Для того, чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал, рекомендуем Вам:

Спросите у ребенка, какое сейчас время года, вспомните признаки зимы.

Рассмотрите с ребенком иллюстрации, картинки с изображением различных игр в зимний период: катание на коньках, лыжах, санках, игра в снежки, постройка крепости, горок, лепка снеговика.

В качестве экскурсии сходите с ребенком на зимний стадион, каток, горку, обратите внимание на то, чем занимаются дети и взрослые.

Расскажите ребенку, что невозможно играть в эти игры в другое время года, кроме зимы. Обязательно спросите малыша, почему только зимой можно кататься на коньках или лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Помогите ребенку сделать вывод о том, что веселые игры в зимний период называются зимними забавами.

Ежедневно читайте ребенку стихи, русские народные потешки о зиме, зимних забавах. Поощряйте его желание договаривать за Вами или повторять вместе строки стихов, потешек.

Стали дети кататься,

В снегу кувыркаться.

Захотели в снежки играть.

Стали лепить их и друг в друга кидать.

Начали комья снежные катить -

Бабу снежную лепить.

Весело зимой!

Не хочется домой!

Вместе с ребенком рассмотрите снежинки через лупу: покажите, что они разные по форме, рисунку. Полюбуйтесь красотой снежинок. Нарисуйте несколько разных снежинок вместе с ребенком; поместите рисунки в альбом.

Разучите с детьми пальчиковую гимнастику «Зимняя прогулка»:

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлеб пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол, то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Вылепите с ребенком снеговика. Перед выходом на прогулку возьмите из дома морковку. Выйдя на улицу, начинайте лепить снеговика, весело комментируйте свои действия: «Смотри, я слепила маленький снежок, давай покатаем его по снегу. Видишь, снег прилипает к нашему снежку, и он становится большим.» Слепите снеговика, а малыш пусть найдет веточки и приделает ему руки, вставит морковку.

«С ветерком» Для этой игры вам понадобятся санки со спинкой. Усадите на них малыша и предупредите, что сейчас ты поедешь медленно (катите его при этом медленно, потом скажите: «А сейчас я повезу тебя быстрее» (ускорьте при этом темп, затем скажите: «Держись, сейчас ты поедешь очень быстро» (двигайтесь максимально быстро). При этом можете напевать веселую песенку про зиму или читать стишок. Ребенок будет в восторге.

«Чьи это следы?» Покажите малышу, на ровной заснеженной поверхности как можно делать следы. Поставьте отпечаток своей ноги и попросите ребенка сделать тоже. Потом побеседуйте, расскажите: «Отпечаток моей ноги больше, а твой след еще маленький, потому, то ты сам (сама) еще маленькая.» Покажите, как можно рисовать следами, походите кругом нарисовав при этом круг, квадрат либо что-нибудь еще. Затем побродите по парку и поищите следы животных, при этом можете рассказать малышу какую-нибудь забавную историю о животных.

Помните, что каждая игра должна приносить ребенку радость! Играйте с детьми сами, будьте ближе к ним, принимайте участие в их игре! Дети это оценят и не забудут никогда!

Публикации по теме:

Календарное планирование тематической недели «Зима. Зимние забавы. Одежда, головные, уборы зимой» в подготовительной группеКалендарное планирование тематической недели «Зима. Зимние забавы. Одежда, головные, уборы зимой» в подготовительной группе Цели: Формирование элементарных представлений о зиме, о зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Формировать.

Коллективный коллаж «Зимние забавы» в рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы»Коллективный коллаж «Зимние забавы» в рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы» Все дети любят зиму, но не все задумываются, что было бы, если бы зимой не было снега. В рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы»,.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Зима. Зимние забавы». Краткосрочный тематический образовательный проект для подготовительной группы
Опубликовано: 1 февраля 2025 в 16:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Зима. Зимние забавы». Краткосрочный тематический образовательный проект для подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Антончик (УИ 2201888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД