Лавринчук Мария Юрьевна
«Живые письма дошкольников» как средство развития детской инициативы и патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
К традиционным российским духовно- нравственным ценностям относятся,прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников,потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры.
Основная проблема нашего общества заключается в том, что современные реалии жизни, глобализация влияют на детей и ослабляют их связь с родной страной, ее культурой. Решение данной проблемы заключается в активном взаимодействии педагогов с социальными партнерами в процессе воспитания детей.
«Живые письма дошкольников» - это новая форма организации командной профессиональной деятельности дошкольного образования в сети, работающих по развитию детской инициативы и патриотического воспитания в сетевом сообществе. В отличие от обычного посткроссинга (обмена открытками по переписке); технология «Живые письма» позволяет в необычной форме решать следующие задачи :
-формировать развитие у воспитанников положительного отношения к ознакомлению с родным краем и формирование понимания того, что история региона неразрывно связана с историей России;
-формировать общие представления о своеобразии природы родного края (растительного и животного мира, воспитывать гуманное, эмоционально-ценностное и бережное отношение к ней;
-формировать толерантное отношение к людям разных национальностей;
-расширять представления детей о народных промыслах региона;
-формировать гордость за своё происхождение;
-воспитывать интерес к нравственному и духовному наследию предков.
«Живые письма»- организация почтовой пересылки между группами детских садов в разных городах России. Это отличная возможность знакомства с детьми из разных уголков нашей страны, расширения представлений дошкольников о Родине, создания писем, ожидания ответа.
Об этом необычном проекте ребята рассказывают дома, видя заинтересованность своих детей, многие родители начинают проявлять инициативу – помогать организаторам. Таким образом, «Живые письма»позволяют объединить общим интересным делом всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов, социум)
Главное- это то, что в этом образовательном процессе дети становятся активными участниками, они не только узнают информацию от своих сверстников, но и становятся «добытчиками» и «трансляторами» полезной информации для них.
В рамках проекта работа по технологии «Живые письма» выстраивается следующим образом:
1. Познакомиться. Здесь встает вопрос: где же взять адреса? Существуют несколько групп «В Контакте», «Живые письма дошкольников», разделы на образовательных порталах «МААМ. ru», «nsportal», где педагоги публикуют адреса своих образовательных учреждений с приглашениями дружить и переписываться. В них также можно найти всю информацию, необходимую для начала работы над проектом (данные детских садов, инструкции по началу участия в проекте, и оставить свои данные.
2. Заинтересовать детей. Для этого знакомим с работой почты, предлагаем поучаствовать в составлении писем и подумать, о чем можно рассказать друзьям в письмах, нарисовать рисунки, сделать фото и т. д.
3. Начать переписку, т. к. данный проект подразумевает не обмен открытками с видами городов и их достопримечательностей, а письмами. Создание каждого письма- отдельный подпроект. Не все дети умеют писать, поэтому они рисуют свои письма; принимают участие в подборе фотографий,иллюстраций, которые отправят своим друзьям. При формировании писем в каждое вкладываем текст письма, рисунки детей; иллюстрации с гербом, флагом своего города; иллюстрации с региональными промыслами; картинки с животными, растениями, насекомыми, обитающими в данном крае; фотографии с красотами своего города, раскраски. Свои положительные эмоции ребята выражают не только в самом содержании письма, но и в рисунках, которые делают на конверте: сердечки, звездочки, улыбки и многое другое.
Кроме писем, отправлять можно и открытки с добрыми пожеланиями. Подписывая такую открытку, вместе с пожеланиями дети вкладывают в нее свои эмоции и чувства. А получение долгожданного письма – это для них всегда ожидание чуда и большая радость. Формат переписки через традиционную, а не электронную почту выбран намеренно. Запах бумаги, чернил шариковой ручки, тактильные ощущения от конверта и печатания букв, наклеивания марок, ожидание ответа- это то, что уходит из повседневной жизни современных детей,но в то же время – это важно для детей.
4. Организовать центр «Живые письма». В группе в рамках проекта создан такой центр. В нем расположена сделанная своими руками карта российской Федерации, на которой вместе с детьми отмечаются города по переписке. Рассматривая карту, во время организованной или самостоятельной деятельности, ребята учатся видеть масштаб нашей страны, запоминают местоположение родного города и региона, вспоминают особенности и достопримечательности городов по переписке.
Письма и открытки, рисунки и предметы, поделки, присланные из других городов, которые дети с интересом рассматривают, собраны в музее «Живые письма». Наблюдая за детьми, видно, что такой способ намного им интереснее, чем обычный рассказ воспитателя. Ведь каждое письмо наполнено информацией от детей и для детей, которую им интересно пытаться читать самим, рассматривать.
Работа со всеми приходящими письмами строится в соответствии с заранее определенным планом:
1. Каждое принесенное письмо внимательно рассматривается внешне. Обратить нужно внимание на наличие необходимых элементов: печати, марки, адреса: свой и обратный, обратить внимание на изображенную на конверте картинку.
2. Чтение вложенной информации воспитателем иди детьми, которые умеют читать. После каждого прочтенного фрагмента детям показывают картинки, которые прикреплены к нему, обсуждаются появившиеся у детей вопросы по тексту, для усиления его восприятия. Самостоятельное рассматривание детьми иллюстраций, рисунков, открыток, игр, сделанных своими руками. Если город новый, то отметить его флажком на карте.
Данной проектной деятельностью достаточно заниматься раз в неделю в вечерне время. Но чтение вновь пришедших писем лучше не откладывать до этого дня, а читать их сразу, как только доставили.
Их вышесказанного видно, что с помощью технологии «Живые письма» возможно эффективно развивать не только патриотическое воспитание, инициативу, но и речевые умения, познавательный интерес дошкольников.
Кроме этого, благодаря этой технологии. дети узнают много интересного о своей стране и находят друзей по переписке в других городах; развивают навыки конструктивного общения, умения выражать свои мысли словами.