Альбина Максимова
Поддержка детской инициативы дошкольников. Персональные выставки
▼ Скачать + Заказать документы
Поддержка детской инициативы дошкольников.
Одним из эффективных средств по поддержке и развития детской инициативы, самостоятельности дошкольников, на мой взгляд, в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.
Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию, а застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Как показывает практика, инициативность детей проявляется больше всего в общении, игре, художественном творчестве, опытно-экспериментальной деятельности. Поэтому развивающую среду в своей группе строю таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать самостоятельность, индивидуальность с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою значимость и видел свои достижения, например, в творчестве, что, несомненно, стимулирует юное дарование на развитие большей креативности, повышает его самооценку среди сверстников.
В ФГОС ДО выделяют четыре сферы инициативы:
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала).
Площадь нашей групповой комнаты, в детском саду, не позволяет оборудовать её тем многообразием игрового и дидактического материала, который соответствует современным требованиям, но и это не проблема решаема.
Чтобы дети развивались, экспериментировали, верили в свои силы, стараюсь активно использую различные методы и приемы как: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдения, труд в уголке природы, организация проектной деятельности.
Такой прием, как использование схем последовательных действий для рисования и лепки также побуждает ребенка к самостоятельному выбору своей работы и проявлению детской инициативы.
К вашему вниманию хочу предложить материал из опыта работы как использую ППРС для развития детской инициативы путем организации персональных выставок ребенка по продуктивным видам деятельности, как, рисование (акварель, гуашь, цветные карандаши); аппликация, лепка (пластилин, тесто, а также выставки коллекции (хобби) ребенка.
Персональная выставка — это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей.
Для детей–зрителей — это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.
Задачи, которые помогает решать данная форма работы:
- раскрытие ребёнком себя как индивидуальности в глазах сверстников.
- приобретение опыта презентации своих достижений.
- приобретение умений и навыков в построении общения со сверстниками и взрослыми, являющимися участниками выставки. Открытие выставки - небольшой, но очень ответственный этап ее организации. И имеет очень важное организационно- педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с ребенком.
Открытие выставки может включать следующие элементы:
- вступительное слово автора (ребёнка) выставки, его родителей или педагога.
. заключительное слово педагога.
Перед началом оформления выставки, необходимо оформить сами творческие работы. Правила оформления детских работ для выставки несложные, работа должна иметь законченный вид – необходимо оформить (паспарту, в котором всегда принимает частично и сам ребенок. Кроме этого, привлекаю и в процессе оформления работ на стене и в ходе индивидуальной беседе с ребенком помогаю составлять описательный рассказ о каждой работе (как называется работа, в какой технике она выполнена, где и с кем).
Ребенок, презентуя продукты своего детского творчества другим детям, родителям, педагогам самоутверждается среди сверстников. И это способствует желанию и других детей участвовать в подобных мероприятиях.
Хочу отметить, что нельзя успешно реализовать работу в этом направлении без плодотворного контакта с семьей, который строиться на строится на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью так как, многие задания выполняются совместно в домашних условиях. Такой подход нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности и также позволяет им испытывать чувство гордости за результаты ребенка.
В заключении хочется сказать, что, на мой взгляд, организация персональной выставки ребенка как в группе, так и внутри детского сада — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который может занять свое достойное место в системе дошкольного образования, а условия, созданные в группе, позволяют каждому ребёнку проявлять инициативу и самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.