Елена Котова
Консультация «Живой разговор в жизни ребенка»
▼ Скачать
По словарю С. И. Ожегова, живой - тот, который живет, обладает жизнью. Разговор, в его же толковании, - словесный обмен мнениями, сведениями, беседа. Живой разговор – беседа, обладающая жизнью, то есть происходящая сечас, в это мгновение, глаза в глаза. Человек наделен этой величайшей ценностью – передавать свои мысли, чувства, знания облекая их в слова. Мы слышим речь повсюду. Вот, разговаривают между собой, идущие по улице супруги. Вот, эмоционально жестикулируя руками, спорят о чем-то подростки. Диктор, правильно поставленным голосом, сообщает о последних событиях в мире. А вот беременная женщина, поглаживая животик, слушает романсы и негромко воркует со своим еще не родившимся малышом.
Публикация «Консультация „Живой разговор в жизни ребенка“» размещена в разделах
Уже на 20-й неделе внутриутробной жизни, ребенок способен воспринимать звуки. Самыми громкими и отчетливыми являются голос матери и биение ее сердца. Именно поэтому новорожденные малыши успокаиваются при звуке маминого голоса. Конечно же, они не понимают смысла слов, которые призносит женщина, но способны различать интонационный окрас речи.
С появлением лепета (к 5—6 месяцам, ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепетное говорение всегда обращено взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне, он совершенно точно, воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Малыш интуитивно стремится к общению, как будто понимая, что именно взрослый сможет познакомить его с огромным, прекрасным миром, в который он, малыш, так недавно пришел.
Темп развития речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий воспитания и главным образом от непосредственных воздействий взрослых. Все, что вы произносите, ребенок воспринимает как истину. Тщательно следите за тем, что вы говорите. Ведь именно от вас зависит то, каким этот мир будет в глазах вашего малыша. Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком, прост – обо всем.
Как можно чаще обнимайте малыша и говорите о своих чувствах. О том, как сильно вы его любите, как для вас важно, чтобы он был здоров, как вы гордитесь, когда у него что-то хорошо получается и как вы счастливы уже просто потому, что он у вас есть.
Как бы вы ни любили своего малыша, он должен понимать, что в мире позволено не все. Расскажите малышу о правилах поведения, об уважении взрослых. Обсуждайте поступки персонажей сказок и мультфильмов с точки зрения этики. Высказывайте свою точку зрения, терпеливо выслушивайте аргументы ребенка. Если мнения разнятся – спорьте! Учите ребенка спорить, ведь в споре рождается истина. Человек должен так владеть речью, чтобы суметь подобрать необходимые слова для доказательств своей правоты. Учите ребенка в споре не оскорблять собеседника, а относиться к нему с должным уважением, независимо от возраста.
Читайте с малышом! Читайте вслух, читайте по ролям, пересказывайте, придумывайте продолжения знакомых сказок! Сочиняйте новые истории путем смешивания фрагментов известных сказок. Устраивайте театральные представления с привлечением родственников и друзей. Учите ребенка пердавать характер персонажа не только мимикой и жестами, но и речью.
Разговаривайте с ребенком, когда гуляете. Просто описывайте все, что видите, и малыш с удовольствием будет с вами играть и учиться. Можете даже тихонько описывать людей, которых встречаете. Пытаться угадать, в каком они настроении. Или, например, играть в слова, по очереди называя слова на одну букву. В общем, можно делать все, что вам обоим интересно, и на что способна ваша фантазия.
Конечно, в наш скоростной век так катострофически не хватает времени, но не пожалейте этого времени для своего малыша. Говорите с ним! Делитесь впечатлениями, мыслями, сомнениями! Вы с удивлением будете наблюдать рост своего малыша не только физический, но и духовный. С неожиданностью для себя услышите его совсем взрослые рассуждения, узнаете его отношение, к тем или иным событиям, услышите оценку, быть может отличную от вашей, каким-то поступкам.
Все вышеизложенное не краткое пособие по воспитанию детей. Это призыв остановиться на мгновение, подумать. А всегда ли наши дети будут маленькими? А что я, родитель, смог им дать, кроме хлеба и зрелищ? А какие мгновения из детства будет вспоминать мой ребенок? А возникнет ли у него, вчерашнего малыша, потребность и желание поделиться со мной радостью и печалью, если я не научил его как?