Татьяна Литвиненко
«Земля за Байкалом». Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
• Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Познакомить с символикой республики Бурятия – флагом.
• Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаментах, играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам других народов. Расширять представление детей о нашей Родине. Формировать в понимании детей образ многонациональной Родины.
• Способствовать развитию познавательных способностей воспитанников, умение работать в группе;
Публикация «„Земля за Байкалом“, Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению с культурой бурятского народа» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Бурятия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Воспитывать патриотические и нравственные чувства дошкольников.
Материал к занятию :
Иллюстрации (медведь, лошадь); фотографии (флаг, юрта, карта Бурятии, национальные орнаменты); аудиозапись народной мелодии ; фото столицы Улан-Удэ; палочки-кони для подвижной игры; материал для ручного труда (пластилин, бисер, цветная бумага, заготовки одежды из бумаги, клей, ножницы).
Ход занятия:
Дети заходят под национальную бурятскую мелодию и садятся на стульчики.
1. Древнеримский философ Сенека говорил о том, что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».
- Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина. (Татьяна Бокова)
- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (дети отвечают)
А ведь у каждого растения, у каждой былинки есть свое место, откуда она берет жизненную силу. Сегодня мы с вами совершим путешествие «на землю за Байкалом» - в республику Бурятию.
За Байкалом страна в три солнца,
Расстелилась и тут и там,
Где улусов твоих оконца,
Ярко светятся по утрам.
Солнца блик в Селенге играет,
Нет на свете тебя родней,
По земле я родной шагаю,
Что зовётся – Бурятией!
Не любить тебя - невозможно,
Я влюбилась в твои края,
И люблю я тебя безбожно,
Дорогая Бурятия!
2. Посмотрите на карту, ребята, от нашего поселка Култук до республики Бурятии не так уж и далеко.
Воспитатель вывешивает карту.
Как гласит преданье,
Триста лет назад
Встретились в Сибири
Русский и бурят.
Русский земледелец
Возле Ангары
Ковырял лопатой
Кочки да бугры.
Пас бурят отару
Где-то в стороне.
И к нему подъехал
Русский на коне.
«Сайнбайну-у!» - гортанно
Прокричал бурят.
Это означало :
«Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся
И сказал: «Привет!»
С незнакомым другом
Разделил обед
С той поры частенько
Виделись они:
Ближе у обоих
Не было родни. (Цыден-Жап Жимбиев)
Бурятия очень красива и своеобразна.
Столица Бурятии город Улан-Удэ. Когда-то этот город назывался Верхнеудинском и начинался с деревянного Удинского острога в 1688 году. Острог был вскоре обнесен деревянными стенами с бойницами. По приказу посла царя Петра 1 Федора Головина он охранялся 200 казаками.
А в 1934 году Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, что означает красная река (Уда). Город Улан-Удэ стоит на берегу великой реки Селенги, что несет свои воды в озеро Байкал.
Из маленького острога город превратился в крупный центр на востоке нашей страны. Сегодня в городе проживает более 350 тысяч человек.
Воспитатель знакомит детей с фотографиями города.
3. У каждого народа есть свои замечательные люди: это ученые и артисты, архитекторы и строители, поэты и писатели. Вот и я хочу вам рассказать о таком человеке – это Цыден-Жап Жимбиев, народный писатель Бурятии. Своей самой главной задачей он всегда считал, чтобы дети не забывали родной язык своих предков, знали историю, культуру своего народа, и «чтоб наши дети, внуки и правнуки знали свои корни, историю рода и брали с них пример». Около 50 книг издано у Ц. А. Жимбиева, 9 из них переведены на другие языки.
Для детей Цыден-Жап Арсаланович написал хорошие добрые книжки: «Имя человека», «Новая сказка», «Подснежники», «Легенда Тунки». Его книги, это всегда добрый разговор с маленькими читателями, а некоторые стихи посвящены своим собственным детям. Широкая степь, кони-скакуны, живое озеро Байкал, синие кедры – вот темы его стихотворений.
Воспитатель показывает портрет писателя и читает стихотворение их книги «Цветы на снегу» - «Скачки».
4. У республики Бурятия есть свой флаг, гимн и свой президент. Я вас познакомлю с флагом республики Бурятия.
Воспитатель показывает детям флаг.
Государственный флаг Бурятии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос:
Верхний, синий или голубой цвет - ассоциируется с небом и водной гладью, он символизирует вечность, бесконечность, доброту, потомство.
Белый цвет- цвет святости, благополучия, достатка.
Сочетание синего и белого говорит о том, что Бурятия — часть Российской Федерации.
Желтый цвет-цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры.
В левом верхнем углу синей части полотнища флага изображен, желтым цветом, традиционный символ Бурятии (соембо, представляющий собой изображение луны, солнца и очага.
Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг – символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний - современность, а третий - будущие поколения. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна почитается как главное светило, хозяйка ночи.
5. А теперь послушайте загадку и найдите к ней отгадку:
“Дом без крыши и окон
И живут буряты в нем” (юрта).
– Вот в каких юртах жили буряты.
Воспитатель показывает иллюстрацию юрты.
Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону, от холодного ветра. Пол покрывался досками, кожей и волоком. А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Состояли они из 6-8 стенок, а посередине устанавливались балки, чтоб поддерживать юрту. Для установки юрты использовали конский волос, потому что они при намокании не растягивались.
6. А скажите, про какое животное можно так сказать?
Трусливый как… (заяц)
Проворный как (белка)
Хитрый как… (лиса)
Сильный как (медведь)
А вот кем же является медведь для бурятов?
Медведь на бурятском языке – бабагай. Можно сказать “могучий дядя”, “дедушка”, “старший брат”, “мать-отец”.
Медведь считался священным зверем, буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение “Медведь выше полёта шамана”. Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли “освящённым деревом”. Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря и люди считали, что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты.
“Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь” – так гласит бурятская народная мудрость.
7. Что вы можете сказать о роли коня в жизни бурятов?
Буряты не мыслили себя без коней. Конь для бурята – это друг, богатство, радость и гордость. О конях буряты знают ну просто всё. Очень много обычаев, сказок, легенд, ласковых слов они придумывали для лошадей. Буряты никогда не били, не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.
8. У каждого народа есть свои народные игры.
Мы поиграем в игру «Ловкие наездники» - ведь мы с вами говорили, что самое священное животное бурят - это конь.
Дети делятся на 2 команды
Бег на лошади (палочке) вокруг кеглей, кто быстрей.
9. Показ иллюстраций с орнаментами национальных костюмов бурят.
Что это, ребята? (дети отвечают)
Да, это орнамент. Орнаменты мы видим везде. Они обозначают узоры, украшения. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы.
“Пусть чуткие, гибкие пальцы
Вышьют искристый и светлый узор,
Чтобы песни, сказки старинные
Достойное место в узоре нашли”.
Этим стихотворением сказано из чего создавались орнаменты – они «собирались» из сказок, песен и всегда соответствовали народу, который его мастерил.
10. Воспитатель предлагает детям пройти в творческую мастерскую и украсить бурятские национальные костюмы народными орнаментами, используя пластилин, бисер и цветную бумагу.
(Продуктивная деятельность детей).
Итог: Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. И узнали много интересного и познавательного. Но это еще не конец наших путешествий. Мы познакомимся с обычаями, кухней, праздниками, сказками и песнями Бурятии. Поэтому с Бурятией мы не прощаемся, а говорим ей: «До свидания!»