Галина Семенова
Здоровьесберегающие технологии в условиях детского сада
▼ Скачать +Заказ
Структурное подразделение МКОУ СОШ№1 - детский сад города Чулыма Новосибирской области
Тема доклада: «Здоровьесберегающие технологий в условиях детского сада»
Воспитатель высшей категории: Семенова Г. Н.
(слайд 1) Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в условиях детского сада» размещена в разделах
(слайд 2) Анализируя демографическую ситуацию в нашем районе, я отметила высокую степень заболеваемости, как взрослого населения, так и детей. Остро стоит проблема радиационного загрязнения.
(слайд 3) Так же следует отметить снижение двигательной активности. Начиная с раннего детства, прогулки ребенка проводятся в коляске, хотя он умеет ходить. При режиме малоподвижности и неблагоприятной экологической обстановкой возникают негативные проявления в состоянии здоровья детей. На примере своей группы, хочу отметить, что из 29 детей: 6 детей – I группа здоровья (20,7%); 17детей- II группа здоровья (58,6%); 6 детей – III группа здоровья (20,7%).
(слайд 4) Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная цель нашего дошкольного учреждения, тема моего самообразования и проблема над которой я работаю.
В нашем ДОУ нет спортивного зала но, не смотря на это, задачи по укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников успешно решаются через:
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;
- воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
- решать задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие технологии отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Рассмотрим традиционные и инновационные технологии по здоровьесбережению в ДОУ. С некоторыми из них я Вас познакомлю.
(слайд 5) В картотеке здоровьесберегающих технологий у меня много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий.
Традиционные технологии :
утренняя гимнастика в группе и на улице, которая повышает эмоциональный тонус, активизирует мышечный тонус, закаляет организм, повышает двигательную активность.
(слайд 6) «Динамический час» - организуется воспитателем на дневной прогулке.
Структура «динамического часа» состоит из двух частей:
- Оздоровительная разминка, она подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
-Оздоровительно - развивающая часть : тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Число заданий зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты.
В нашем ДОУ все спортивные и музыкальные мероприятия проводятся в групповой комнате, поэтому в холодные месяцы «динамический час», проходит при соблюдении температурного режима и облегчённой одежде.
(слайд 7) Физкультминутки
Наиболее простой и распространенный вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
(слайд 8) Оздоровительно-игровой час (подвижный час)
При внедрении следует учитывать: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности. Следует учитывать, что двигательная активность повышается в весенне-летний период и снижается в осенне-зимний период.
Основным приёмом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент».
Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход, но при этом необходимым условием остаётся учёт оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.
(слайд 9) Бодрящая гимнастика после дневного сна
Её цель сделать более физиологичным переход ото сна к бодрствованию, улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Проводится в течение 7-15 минут.
Бодрящая гимнастика проводится под мелодичную музыку, далее под бодрящую музыку дети переходят в проветренное помещение.
(слайд 10) Дыхательная гимнастика, её проводить следует осторожно, чтобы не навредить, очень хорошо, если вы прошли обучение по этой технологии и есть соответствующий документ.
Я прошла курсы при НИПК и ПРО, где я обучалась техники дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
(слайд 11) Пальчиковая гимнастика
Она применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Дети в моей группе очень любят играть в пальчиковый театр. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
• массаж;
• действия с предметами или материалами;
• пальчиковые игры. (Су -Джок)
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
(слайд 12) Гимнастика для глаз
Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
(слайд 13) Точечный массаж и самомассаж.
(слайд 14) Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
• этюдов с использованием мимики и пантомимы;
• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
• этюдов с психотерапевтической направленностью.)
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
(слайд 15) Релаксация
Она проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
(слайд 16) Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
(слайд 17) Биоэнергопластика
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
С удовольствием использую в своей работе, хотя не логопед, детям нравиться.
(слайд 18) Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.
Кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
(слайд 19) Аква-гимнастика это занимательные игры в воде.
Я провожу аква-гимнастику с детьми индивидуальной.
Пальчиковые упражнения способствуют освоению детьми элементов само-массажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов и постепенно она снижается до комнатной температуры. Время занятий начинается от 5-7 минут и постепенно доводится до 20 минут. Во время занятий ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в водном пространстве: «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Дети старше 5 лет в аква-гимнастике могут использовать разнообразный реквизит - кубики, мелкие предметами и т. д. Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
(слайд 20) Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в нашем ДОУ являться игротерапия.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
(слайд 21) Ароматерапия
Перед проведением ароматерапии следует выявить детей аллергиков. При наличии таковых, от ароматерапии следует отказаться. Если таких детей нет, ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
• фитотерапию;
• цветотерапию;
• музыкотерапию;
• витаминотерапию;
• физиотерапию;
• гелиотерапию;
• песочную терапию.
(слайд 22) Прогулка или "час" двигательного творчества, где детям предоставляется возможность самим выбирать вид двигательной деятельности.
(слайд 23) Уделяю внимания индивидуальным занятиям с детьми, провожу различного рода упражнения.
(слайд 24) Мы практикуем проведение родительского часа.
В «Родительский час» родители выполняют функцию эксперта в отношении собственных детей и активно участвуют в их обучении и развитии. Детям, в свою очередь присутствие родителей доставляет особое удовольствие, происходит взлет чувства собственного достоинства, расширяется их социальный опыт.
(слайд 25) Одно из них, спортивное развлечение «Путешествие по станциям», которое организовала мама Ивана Синельникова. Наталья Александровна сама написала сценарий спортивного мероприятия и привлекла учеников школы №1.
(слайд 26) Самое главное при взаимодействии обеих сторон наличие желания сотрудничать, сопереживать, содействовать, самообразовываться, чувствовать общность в деле, что в конечном итоге и приведет к созданию атмосферы доверия и взаимопонимания.
(слайд 27) Дети с удовольствием принимали участие в спортивном развлечении.
(слайд 28) Всё это стимулирует активность детей, они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, (слайд 29) обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются на спортивной площадке.
(слайд 30) С современными инновационными технологиями по здоровьсбережению дошкольников мы знакомились на семинаре в нашем ДОУ. Были проведены консультации по данной теме.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая в нашем дошкольном учреждении и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности позволяет снизить заболеваемость воспитанников,
(слайд 31) предлагает детям, насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность без увеличения нагрузки и реализовать главную их потребность - потребность в движении.
Список литературы
1. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
3. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – Москва, 2006г.
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.
5. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
6. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
7. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : методическое пособие серии "Золотой малыш", 2012г.
8. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, 2010г.