Ирина Бондаренко
Здоровьесберегающие технологии в условиях реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Слайд 2
Детский и подростковый возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 14 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый, на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в условиях реабилитационного центра» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Здоровье детей – это будущее страны, поэтому перед педагогами, общественностью, родителями стоит задача воспитания здорового поколения.
Слайд 3
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В условиях реабилитационного центра должен постоянно осваиваться комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его и развития.
Основная цель образования детей в рамках ЗОЖ
Развитие ребенка при сохранении здоровья, это есть развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности. Поэтому необходимо научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, под которым мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Слайд 4
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
1. Правильное питание.
2. Рациональная двигательная активность.
3. Закаливание организма.
4. Развитие дыхательного аппарата.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Слайд 5
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Для начала стоит разобрать что же такое технология
Понятие «технология»
- это, прежде всего, «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
Слайд 6
Отсюда можно вывести определение того, что же такое «Технология здоровьесбережения» как общее понятие
это процесс воспроизведения действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – воспитанник», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
Слайд 7
«Здоровьесберегающая технология» в условиях реабилитационного центра-
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции реабилитации в детском центре предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
- обеспечить детям возможность сохранения здоровья,
- сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
Слайд 8
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Гимнастики:
• пальчиковая;
• пробуждения;
• дыхательная;
• звуковая;
• биоэнергопластика;
• лигоритмика;
• для глаз;
• игрогимнастика.
Слайд 9
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Комплекс упражнений, который служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, что, в свою очередь, способствует развитию речевого центра головного мозга. Используется на всех видах занятий и в свободное время.
Слайд 10
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
Поднимает настроение и мышечный тонус, а также служит для профилактики нарушений осанки. Включает в себя воздушный (контрастный) метод закаливания в сочетании с общеразвивающими и координационными упражнениями. Выполняется после сна.
Слайд 11
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Система дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с соответствующими движениями. Занятия по дыхательной гимнастике Рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: в утренние часы на зарядке, на спортивных, музыкальных занятиях для восстановления дыхания.
Слайд 12
Звуковая гимнастика
Дыхательные упражнения с произнесением гласных и согласных звуков. Используется на всех видах занятий и в свободное время.
Биоэнергопластика
Новая методика проведения артикуляционной гимнастики, которая помогает детям справиться с речевыми трудностями. Проводиться одновременно с движениями кисти руки (правой или левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти языка, губ. Проводится логопедами и воспитателями речевых групп в утренние и вечерние часы, на занятиях.
Логоритмика
Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Используется на всех видах занятий и в свободное время
В рамках этого метода воспитатели могут использовать так называемое «рассказывание стихов руками». «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Чаще всего эти методики работы используются логопедами, но и воспитателям можно взять их на заметку и время от времени включать в режим дня.
Слайд 13
Корригирующая гимнастика
Комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Занятия по корригирующей гимнастики проводятся 2 раза в неделю с группой детей 5-10 человек, продолжительность-45 минут.
Гимнастика для глаз
Комплекс упражнений, способствующий профилактике нарушения зрения. Обычно такие упражнения выполняют в паузах на различных занятиях.
Игрогимнастика
Служит основой для освоения ребенком различных видов движений (строевые, акробатические упражнения, упражнения на расслабление мышц, на укрепление осанки). Используется на занятиях физической культуры, ритмике.
Слайд 14
Технологии обучения здоровому образу жизни
К самой важной технологии относится рефлексотерапия, которая включает в себя: оздоровительный массаж, точечный массаж, самомассаж.
Слайд 15
Оздоровительный массаж
Способствует укреплению различных групп мышц, снятию напряжения, утомления в отдельных мышечных группах, уменьшению болевого синдрома, восстановлению мышечных функций. Массаж обязательно сочетается с лечебной гимнастикой. Проводится до и после гимнастики. Эта технология может быть использована только с участием медицинского работника.
Самомассаж, взаимомассаж
Основа закаливания и оздоровления детского организма, помогает снизить раздражительность и агрессию, стимулирует биологически активные точки. Выполняется вначале занятия. В утренние часы, при проведении гимнастики пробуждения.
Слайд 16
Точечный массаж
Надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов, как элемент психофизической тренировки.
Способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Применяется для профилактики ОРЗ, гриппа, для улучшения протекания нервных процессов.
Слайд 17
Психоэмоциональные технологии в здоровьесбережении
Также в особую группу стоит выделить психоэмоциональные технологии, которые могут применяться воспитателями в своей работе. К ним относятся: оздоровительные паузы, релаксация, лобно-затылочные технологии.
Слайд 18
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПАУЗЫ
Включают в себя физические упражнения, «этюды для души». Задача оздоровительных пауз дать знания, выработать умения и навыки для укрепления позвоночника, стоп, рук, снятия усталости и статического напряжения, обретения спокойствия и равновесия. На занятиях:
-потянуться 1-2 раза
-сесть ровно и спокойно, а значит отдохнуть
-прогнать плохие мысли и успокоить мозг
-сказать добрые слова друг другу
Слайд 19
РЕЛАКСАЦИЯ
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Упражнения направленные на снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, для проведения релаксации можно попросить закрыть глаза и представить что-то хорошее, настроить детей на успокоение, восстановить дыхание. Все эти просьбы воспитатель должен озвучивать максимально тихим и спокойным голосом. Существует множество методов и способов для релаксации детей. Проводится в конце занятия.
ЛОБНО-ЗАТЫЛОЧНАЯ КОРРЕКЦИЯ
Это прием, который используется для концентрации внимания, развития механизмов памяти и снятия стрессов. Выполняется при помощи рук, делается обхват лба и затылка, с небольшим надавливанием на эти зоны. Прикладывая ладони ко лбу, мы обеспечиваем приток крови к этому участку головного мозга, который отвечает за изобретение новых способов выхода из стрессовых ситуаций. Ладонь на затылке активирует зоны, отвечающие за зрительное восприятие, хранение информации. Начало и конец занятия.
Слайд 20
Также на заметку стоит взять следующие методики.
АРОМОТЕРАПИЯ
Использование эфирных масел лекарственных растений для профилактики стрессовых состояний, нервного перенапряжения, различных инфекционных и острых респираторных заболеваний, создания комфортной обстановки. Для этого можно использовать не только аромолампу, но и индивидуальные подушечки с душистыми травами для улучшения сна. Выполнять эти процедуры можно только с разрешения медработника.
Слайд 21
ФИТОИОНОГАЛЬВАНИЗАЦИЯ
Насыщение воздуха фитонцидами лекарственных растений (лук, чеснок). В осенне-зимний период, во время эпидемии гриппа лук и чеснок, нарезанные мелкими кусочками, раскладываются в помещении.
ФИТОТЕРАПИЯ
Использование комплекса лекарственных трав для укрепления адаптивности организма ребенка к влиянию вредных факторов окружающей среды, оздоровления, профилактики заболеваний. В реабилитационном центре можно использовать отвары трав для полоскания, насыщать парами лекарственных трав воздух помещений. Используется в осенне-зимний период.
Слайд 22
Очень важной технологией в здоровьезбережении является закаливание. Оно включает в себя: гимнастику после сна, водное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, полоскание рта и горла, пребывание на воздухе.
Все эти мероприятия необходимо выполнять ежедневно, так как главный фактор в достижении целей по укреплению и сбережению детского здоровья – это системность и регулярность выполнения и применения всех методов, и технологий.
Слайд 23
Отсюда можно вывести направления в работе педагогов по оздоровлению детей, которые включают в себя:
• обеспечение благоприятного течения адаптации;
• выполнение сангигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;
• организация здоровьесберегающей среды в реабилитационном центре;
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
• изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
• систематическое повышение квалификации педагогических кадров;
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и сотрудников.
Слайд 24
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение в работе реабилитационного центра здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательного процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. А так же стоит добавить, что дети находящиеся у нас как никто нуждаются в восстановлении и сохранении здоровья, и мы должны попытаться сделать все возможное чтобы помочь им восстановить здоровье и научить его беречь. Попытаться настолько привить правила здорового образа жизни, хорошие привычки и любовь к спорту и физическим упражнениям, чтобы после того как они покинут наше учреждение они не забыли и не растеряли весь этот багаж. Это очень важно в первую очередь по тому, что наша главная задача – это воспитать здоровое поколение как в морально-этическом плане, так и в физическом.
И хотелось бы закончить свое выступление словами Самуила Яковлевича Маршака:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
С. Я. Маршак
Спасибо за внимание.