МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Кладницкая Светлана
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»

Слайд 2. Цель: рассмотреть современные здоровьесберегающие технологии для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Слайд 3. Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий

В настоящее время в работе с детьми уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Слайд 4. В развитии речи дошкольников используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, например: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики, различные виды массажа, биоэнергопластика.

Слайд 5. Развитие мелкой моторики

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений пальцев, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. Для развития мелкой моторики можно использовать: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, су – джок терапия. Подробнее остановлюсь на тех приемах работы, которые используются наиболее часто.

Слайд 6. Пальчиковые игры и упражнения

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Вот примерный список:

«Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котёнок, и слоненок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«Осенние листья»

Раз, два, три,

Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Грибы»

Топ – топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело! (на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

Слайд 7. Игры с прищепками

В работе с детьми по развитию и обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы – заместители, как прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях по развитию речи, а т. ж. в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая развивать у детей не только мелкую моторику рук, но и речь и воображение.

Приведем некоторые упражнения с использованием прищепок. В данных упражнениях действия с прищепками озвучиваются веселыми текстами, стихами, игровыми приемами.

«Черепашка»

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста, на последней строке прищепка «кусает» за палец левой руки.

Ах, обжора – черепашка!

Панцирь – вот ее рубашка.

Поплывет – и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнёт она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара.

Но еды ей не хватило:

Цап! За пальчик мой схватила.

Так же «прищепки» можно использовать для автоматизации произношения звуков в стихотворных текстах – диалогах. Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука. Приведу пример:

Звук [л]

Считалка

-Заяц белый, куда бегал?

-В лес зеленый!

-Что там делал?

-Лыко драл!

-Куда клал?

-Под колоду!

-Кто украл?

-Родион!

-Выйди вон!

Слайд 8. Использовать интересно можно самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш, сухой бассейн и многое другое. Большим успехом пользуется массажер Су Джок – это эффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самомассажа путем воздействия на активные точки. Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Слайд 9. Массаж

В логопедии используют следующие виды массажа:

• Классический (укрепляющий или расслабляющий). В классическом массаже есть четыре основных приема: Поглаживание. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приемами. Растирание. Разминание. Вибрация: прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (покачивание, постукивание). Это стимулирует мышцы; непрерывная – колебания передаются без отрыва руки. Это расслабляет.

Движения различаются по силе воздействия: глубокие и медленные – расслабляющие; а поверхностные и быстрые – тонизирующие.

• Зондовый (зондами или зондозаменителями). Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками, зубной щеткой, шпателем и т. д.

• Аппаратный. Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

• Точечный. Он представляет собой механическое воздействие на биологически активные точки (зоны) соответственно расслабляющим или стимулирующим способом.

• Самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.

Слайд 10. Дыхательные упражнения

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох носом 1 – 3, пауза – 1, выдох ртом 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щеки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3 – 4 раза. Каждому упражнению соответствует предмет с движущейся частью, несложный, доступный для понимания ребенка. Это повышает интерес детей к занятиям и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

Слайд 11. Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря постоянным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети могут научиться говорить чисто и правильно.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

- Сначала знакомим детей с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе они должны повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторять с ними все упражнения не менее 5-6 раз.

- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Приведу пример одной из сказочной истории из жизни Язычка.

История №1 «Домик для Язычка».

Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашел Язычок себе домик – (какой) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Правильно, это щеки. А потолок был твердым и назывался небо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.

Слайд 12. Биоэнергопластика

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Подбираются движения руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняется ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. В этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.

Слайд 13. Заключение

Применение таких альтернативных приемов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий по развитию речи.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажут существенное влияние на качество школьного обучения.

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный потенциал нашей страны завтра.

https://disk.yandex.ru/d/ByIM3mxnsLRu7g

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 07:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кладницкая Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД