Оксана Соколова
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ: от дошкольного детства в школьную жизнь
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ : от дошкольного детства в школьную жизнь».
Сохранение здоровья и приобщение к здоровому образу жизни для современного поколения является главной и актуальной задачей. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста важно для дальнейшей продуктивной учебы детей в школе. На этапе дошкольного детства важно формировать у ребенка знания и практические умения здорового образа жизни. Понятие "здоровьесберегающие технологии" как раз и включает в себя все направления работы ДОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
Здоровьесберегающая технология – это система, включающая взаимодействие всех структур образовательной среды, направленных на сохранение здоровья дошкольника на всех этапах его обучения и развития.
Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько эффективностью каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотным взаимодействием в общей системе ДОУ, направленным на здоровье детей и педагогов.
Применение в работе нашего дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Опираясь на мониторинг здоровья детей, педагоги вносят необходимые коррективы в интенсивность технологических воздействий и обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку, тем самым формируя положительные мотивации.
Используемые системно и в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Задачи здоровьесбережения :
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
- сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения здоровому образу жизни; коррекционные технологии.
Технология сохранения здоровья направлена на становление физических качеств, двигательной активности, развитие физической культуры, укрепление здоровья дошкольников. В своей работе особое внимание я уделяю организации подвижных и спортивных игр, провожу динамические паузы, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, гимнастику пробуждения, закаливание, пальчиковую гимнастику, упражнения для сохранения осанки, профилактики плоскостопия, самомассаж, релаксацию.
В нашем ДОУ активно используются спортивные праздники, физкультурные досуги и развлечения, недели и дни здоровья, беседы, игры, прогулки.
К технологии обучения здоровому образу жизни причисляют физкультурные занятия, точечный массаж, проблемно-игровые и коммуникативные игры, валеологические беседы с детьми. Очень хорошо зарекомендовал себя на практике долгосрочный и краткосрочный тематический метод проектной деятельности «Все о здоровье».
Коррекционные технологии включают в себя : сказкотерапию, песочную терапию, Су-Джок терапию, музыкотерапию, бумажную пластику и др. Данная технология направлена на усиление эмоциональной комфортности, положительного психологического самочувствия ребенка в ДОУ и семье.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется на основе медико-профилактической деятельности. Под руководством медицинского персонала медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей в ДОУ. Компонентами данной деятельности являются: организация мониторинга здоровья детей, физического развития, закаливания; контроль питания детей; организация профилактических мероприятий; создание и корректировка здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Несомненно важно привлечь родителей к совместным с ДОУ усилиям по оздоровлению детей. Помочь мамам и папам осознать, что важным компонентом по здоровьесбережению является системный подход. С помощью бесед, личного примера педагога, информационных стендов для родителей в каждой возрастной группе, папок-передвижек, консультаций, тематических встреч с участием специалистов и родителей с опытом семейного воспитания ЗОЖ, семинаров-практикумов, мастер-классов и др. форм работы, можно добиться положительной динамики по теме здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Давно зарекомендовали себя в нашем ДОУ совместные физкультурные досуги и праздники. А сколько радости они приносят детям и взрослым!
Необходимо отметить аспект здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. Развитие культуры здоровья воспитателя, развитие потребности к здоровому образу жизни - актуальный вопрос современности. Если педагог не владеет основами здорового образа жизни, не применяет теоретические знания на практики, то какой он урок даст дошкольникам и их родителям. Только личный пример учит детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Чтобы помочь педагогу, в нашем ДОУ проводятся: семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия с семьями, в том числе и на свежем воздухе.
Замечу, что каждая из вышеперечисленных форм организации здоровьесберегающей работы имеет оздоровительную направленность и формирует у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья. И достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте всех участников воспитательно- образовательного процесса.
Говоря о преемственности, можно сделать вывод о том, что детский сад формирует фундаментальные личностные качества ребенка: систему представлений, умения и навыки ЗОЖ; систему ценностных отношений к самому себе и своему здоровью; физической культуре как деятельности особой значимости для своего здоровья, а школа «подхватывает» достижения ребенка-дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал.
Литература:
1. Должикова Л. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей ДОУ и начальной школе/ Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов, - М. 2008-126с
2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. выш. учеб. заведений/ Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2006.-368с