Получи документы

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Татьяна Карамышева
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Разработала: ИФК Карамышева Т. В.

2020

План

1. Формы и методы работы по здоровьесбережению.

2. Работа по здоровьесбережению в ДОУ.

Публикация «Консультация „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах

«Здоровье детей — здоровье нации. Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС ДО одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Суть здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

• организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

• проведение профилактической оздоровительной работы;

• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

• мотивация детей на здоровый образ жизни;

• формирование полезных привычек;

• формирование валеологических навыков;

• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий :

• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

• смене вида деятельности;

• предупреждении утомляемости;

• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

• активизации кровообращения;

• активизации мышления;

• повышении интереса детей к ходу занятия;

• создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

• улучшить работу внутренних органов;

• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

• тренировать дыхательный аппарата;

• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

• повысить защитные механизмы организма;

• восстановить душевное равновесие, успокоиться;

• развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:

• осязательных ощущений;

• координации движений пальцев и рук;

• творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

• массаж;

• действия с предметами или материалами;

• пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Гимнастика для глаз необходима для:

• снятия напряжения;

• предупреждения утомления;

• тренировки глазных мышц;

• укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

• проведение психофизической разрядки;

• развитие познавательных психических процессов;

• нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

• коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

• этюдов с использованием мимики и пантомимы;

• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

• этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика.

Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

• восполнение «двигательного дефицита»;

• развитие двигательной сферы детей;

• укрепление мышечного корсета;

• совершенствование познавательных процессов;

• формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

• проявить эмоции, переживания, фантазию;

• самовыразиться;

• снять психоэмоциональное напряжение;

• избавиться от страхов;

• стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами

Ароматерапия.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

• улучшение самочувствия и настроения детей;

• профилактика простудных заболеваний;

• решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

• фитотерапию;

• цветотерапию;

• музыкотерапию;

• витаминотерапию;

• физиотерапию;

• гелиотерапию;

• песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.

Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью!

Дошкольный возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении, как указывают многие исследователи, должно опираться на создание предпосылок для интегрированного развития интеллектуальных способностей средствами физической культуры.

В ДОУ «Светлячок использует в работе здоровьесберегающие технологии Инструктор Физической Культуры совместно с педагогами, стремятся создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности детей нашего ДОУ.

развитию физических качеств, были созданы необходимые условия (спортивный зал; физкультурные уголки и папки передвижки, разработана картотека подвижных и мало подвижных игр, различных видов двигательной активности, программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ, кружок «Олимпийские звездочки». А также создан спортивно-родительский клуб "Здоровье- это здорово!"

. - здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов : побуждение к двигательной активности, выполнению режима дня, своевременных гигиенических процедур, релаксационные паузы, изучение и обсуждение педагогического опыта, совместная работа над повышением уровня психологического и социального комфорта в коллективе;

;

План конспекта по физическому развитию.

НОД№1

1. Вводная часть.

Организационный момент

Игровые упражнения по профилактике (осанки, зрения)

2. Основная часть. (Упражнение на дыхание)

3. Заключительная часть

Закрепительные упражнения по профилактике (осанки, зрения)

НОД№2

1. Вводная часть.

Организационный момент

Игровые упражнения по профилактике (плоскостопия, пальчиковая гимнастика)

2. Основная часть. (Упражнение на дыхание)

3. Заключительная часть

Закрепительные упражнения по профилактике (плоскостопия, пальч. гимн.)

НОД№3

1. Вводная часть.

Организационный момент

Игровые упражнения по профилактике (плоскостопия, самомоссаж)

2. Основная часть. (Упражнения на дыхание)

3. Заключительная часть

Закрепительные упражнения по профилактике (пласкостопия, самомосаж.)

1раз в месяц в конце комплекс оздоровительной гимнастики в утренний отрезок и на занятии по сетке занятия

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей была разработана программа "ЗОЖ".

1.2Цель программы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

• Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированной на соблюдение здорового образа жизни.

• Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

• Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности.

• Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.

• Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.

• Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

• Организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

• Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.

1Основные направления реализации программы

Работа с детьми

- укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия;

- удовлетворять потребность детей в движении;

- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением;

- формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;

- обогащать представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

- целенаправленно развивать физические качества;

- формировать умение сохранять правильную осанку;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

Работа с педагогами

- изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, экологического образования, формирования потребности в здоровом образе жизни;

- внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

- неукоснительно соблюдать гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях МДОУ;

- повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

- разработать и реализовать просветительские программы для родителей по вопросам сохранения здоровья детей;

- организовывать спортивно-оздоровительную работу, дифференцированную в зависимости от физических и психоэмоциональных особенностей ребенка.

Работа с родителями

- формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи,

- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;

- активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;

- оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

- создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

Ожидаемые результаты:

1. Внедрение научно-методологических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ и семье.

2. Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.

3. Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей.

4. Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.

5. Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижения уровня заболевания.

6. Оптимальные условия для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей.

7. Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.

8. Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса.

9. Овладение элементарными навыками оздоровления : самомассаж, закаливающие процедуры, уход за полостью рта.

Аспекты отслеживания:

- заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причин отсутствия детей;

- общее физическое развитие детей;

-оценка уровня адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);

- оценка личностных психофизических особенностей ребенка;

- оценка уровня знаний, умений, навыков ребенка.

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

в МДОУ «Светлячок»

Создание условий для двигательной активности детей

Система двигательной деятельности

Система закаливания

Организация рационального питания

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья

Утренняя гимнастика

• Прием детей на улице в теплое время года

• Физкультурные занятия

• Музыкальные занятия

• Двигательная активность на прогулке

• Физкультура на улице

Оздоровительный бег

• Подвижные игры

• Динамические паузы

• Физкультминутки на занятиях

• Гимнастика после дневного сна

• Физкультурные досуги, спортивные праздники, развлечения

• Спортивно-ритмическая гимнастика

• Игры, хороводы, игровые упражнения

• Логоритмическая гимнастика

• Дыхательная гимнастика

• Релаксационные упражнения

• Пальчиковая гимнастика

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная двигательная деятельность

• Организация второго завтрака (соки, фрукты)

• Выполнение режима питания

• Калорийность питания

• Введение овощей и фруктов в завтрак и полдник

• Соблюдение питьевого режима

• Гигиена приема пищи

• Индивидуальный подход к детям во время приема пищи

• Правильность расстановки мебели

• Правильность сервировки стола, воспитание культурно -гигиенических навыков

• Гибкий режим

• Создание условий (оборудование физкультурно- музыкального зала, спортивной площадки, спортивных уголков в группах, участков, спортинвентарь)

• Индивидуальный режим пробуждения после дневного сна

• Условия для самостоятельной двигательной активности детей.

• Утренний прием на воздухе в теплое время года

• Облегченная форма одежды

• Сон без маек

• Одностороннее проветривание во время сна (+17, +19)

• Воздушные ванны

Оздоровительный бег (весенне-летний период)

• Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

• Игры с водой

• Диагностика уровня физического развития, антропометрия

• Диагностика физической подготовленности детей

В процессе применения в работе с детьми здоровьесберегающих технологий педагогами было проведено диагностическое обследование в каждой возрастной группе. Проанализировав результаты педагогической диагностики за период с 2018 по 2019 год, можно отметить, что наблюдается динамика усвоения программного материала по всем разделам образовательных областей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе современных технологий и методик, а именно здоровьесберегющих способствует повышению уровня развития детей, помогает сделать материал более интересным для восприятия, разнообразить информацию, которая используется в работе по дошкольному воспитанию совместно с родителями.

Список использованной литературы

1. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ

Сфера, 2006 (Здоровый малыш)

2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников:

Учебно-методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2005

3. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания

детей 5 – 7 лет. М. : АРКТИ, 2004

4. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном

образовательном учреждении: Метод. пособие. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006

\5. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном

образовательном учреждении. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006

6. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Цель: Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста,.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Опубликовано: 7 августа 2020 в 09:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Карамышева (УИ 76376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД