Татьяна Карамышева
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Разработала: ИФК Карамышева Т. В.
2020
План
1. Формы и методы работы по здоровьесбережению.
2. Работа по здоровьесбережению в ДОУ.
Публикация «Консультация „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС ДО одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Суть здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
• организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
• проведение профилактической оздоровительной работы;
• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
• мотивация детей на здоровый образ жизни;
• формирование полезных привычек;
• формирование валеологических навыков;
• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий :
• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
• здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
• смене вида деятельности;
• предупреждении утомляемости;
• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
• активизации кровообращения;
• активизации мышления;
• повышении интереса детей к ходу занятия;
• создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
• улучшить работу внутренних органов;
• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
• тренировать дыхательный аппарата;
• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
• повысить защитные механизмы организма;
• восстановить душевное равновесие, успокоиться;
• развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:
• осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
• массаж;
• действия с предметами или материалами;
• пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Гимнастика для глаз необходима для:
• снятия напряжения;
• предупреждения утомления;
• тренировки глазных мышц;
• укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика.
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
• проведение психофизической разрядки;
• развитие познавательных психических процессов;
• нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
• коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
• этюдов с использованием мимики и пантомимы;
• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
• этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика.
Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.
Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»;
• развитие двигательной сферы детей;
• укрепление мышечного корсета;
• совершенствование познавательных процессов;
• формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия.
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• самовыразиться;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами
Ароматерапия.
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
• улучшение самочувствия и настроения детей;
• профилактика простудных заболеваний;
• решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
• фитотерапию;
• цветотерапию;
• музыкотерапию;
• витаминотерапию;
• физиотерапию;
• гелиотерапию;
• песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью!
Дошкольный возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении, как указывают многие исследователи, должно опираться на создание предпосылок для интегрированного развития интеллектуальных способностей средствами физической культуры.
В ДОУ «Светлячок использует в работе здоровьесберегающие технологии Инструктор Физической Культуры совместно с педагогами, стремятся создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности детей нашего ДОУ.
развитию физических качеств, были созданы необходимые условия (спортивный зал; физкультурные уголки и папки передвижки, разработана картотека подвижных и мало подвижных игр, различных видов двигательной активности, программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ, кружок «Олимпийские звездочки». А также создан спортивно-родительский клуб "Здоровье- это здорово!"
. - здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов : побуждение к двигательной активности, выполнению режима дня, своевременных гигиенических процедур, релаксационные паузы, изучение и обсуждение педагогического опыта, совместная работа над повышением уровня психологического и социального комфорта в коллективе;
;
План конспекта по физическому развитию.
НОД№1
1. Вводная часть.
Организационный момент
Игровые упражнения по профилактике (осанки, зрения)
2. Основная часть. (Упражнение на дыхание)
3. Заключительная часть
Закрепительные упражнения по профилактике (осанки, зрения)
НОД№2
1. Вводная часть.
Организационный момент
Игровые упражнения по профилактике (плоскостопия, пальчиковая гимнастика)
2. Основная часть. (Упражнение на дыхание)
3. Заключительная часть
Закрепительные упражнения по профилактике (плоскостопия, пальч. гимн.)
НОД№3
1. Вводная часть.
Организационный момент
Игровые упражнения по профилактике (плоскостопия, самомоссаж)
2. Основная часть. (Упражнения на дыхание)
3. Заключительная часть
Закрепительные упражнения по профилактике (пласкостопия, самомосаж.)
1раз в месяц в конце комплекс оздоровительной гимнастики в утренний отрезок и на занятии по сетке занятия
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей была разработана программа "ЗОЖ".
1.2Цель программы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
• Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированной на соблюдение здорового образа жизни.
• Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
• Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности.
• Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.
• Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.
• Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
• Организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
• Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.
1Основные направления реализации программы
Работа с детьми
- укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия;
- удовлетворять потребность детей в движении;
- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением;
- формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;
- обогащать представления и умения в подвижных играх и упражнениях;
- целенаправленно развивать физические качества;
- формировать умение сохранять правильную осанку;
- воспитывать чувство уверенности в себе.
Работа с педагогами
- изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, экологического образования, формирования потребности в здоровом образе жизни;
- внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;
- неукоснительно соблюдать гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях МДОУ;
- повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- разработать и реализовать просветительские программы для родителей по вопросам сохранения здоровья детей;
- организовывать спортивно-оздоровительную работу, дифференцированную в зависимости от физических и психоэмоциональных особенностей ребенка.
Работа с родителями
- формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи,
- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;
- активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;
- оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
- создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Ожидаемые результаты:
1. Внедрение научно-методологических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в МБДОУ и семье.
2. Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.
3. Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей.
4. Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.
5. Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижения уровня заболевания.
6. Оптимальные условия для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей.
7. Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.
8. Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса.
9. Овладение элементарными навыками оздоровления : самомассаж, закаливающие процедуры, уход за полостью рта.
Аспекты отслеживания:
- заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причин отсутствия детей;
- общее физическое развитие детей;
-оценка уровня адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);
- оценка личностных психофизических особенностей ребенка;
- оценка уровня знаний, умений, навыков ребенка.
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
в МДОУ «Светлячок»
Создание условий для двигательной активности детей
Система двигательной деятельности
Система закаливания
Организация рационального питания
Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья
Утренняя гимнастика
• Прием детей на улице в теплое время года
• Физкультурные занятия
• Музыкальные занятия
• Двигательная активность на прогулке
• Физкультура на улице
• Оздоровительный бег
• Подвижные игры
• Динамические паузы
• Физкультминутки на занятиях
• Гимнастика после дневного сна
• Физкультурные досуги, спортивные праздники, развлечения
• Спортивно-ритмическая гимнастика
• Игры, хороводы, игровые упражнения
• Логоритмическая гимнастика
• Дыхательная гимнастика
• Релаксационные упражнения
• Пальчиковая гимнастика
• Индивидуальная работа
• Самостоятельная двигательная деятельность
• Организация второго завтрака (соки, фрукты)
• Выполнение режима питания
• Калорийность питания
• Введение овощей и фруктов в завтрак и полдник
• Соблюдение питьевого режима
• Гигиена приема пищи
• Индивидуальный подход к детям во время приема пищи
• Правильность расстановки мебели
• Правильность сервировки стола, воспитание культурно -гигиенических навыков
• Гибкий режим
• Создание условий (оборудование физкультурно- музыкального зала, спортивной площадки, спортивных уголков в группах, участков, спортинвентарь)
• Индивидуальный режим пробуждения после дневного сна
• Условия для самостоятельной двигательной активности детей.
• Утренний прием на воздухе в теплое время года
• Облегченная форма одежды
• Сон без маек
• Одностороннее проветривание во время сна (+17, +19)
• Воздушные ванны
• Оздоровительный бег (весенне-летний период)
• Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
• Игры с водой
• Диагностика уровня физического развития, антропометрия
• Диагностика физической подготовленности детей
В процессе применения в работе с детьми здоровьесберегающих технологий педагогами было проведено диагностическое обследование в каждой возрастной группе. Проанализировав результаты педагогической диагностики за период с 2018 по 2019 год, можно отметить, что наблюдается динамика усвоения программного материала по всем разделам образовательных областей.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе современных технологий и методик, а именно здоровьесберегющих способствует повышению уровня развития детей, помогает сделать материал более интересным для восприятия, разнообразить информацию, которая используется в работе по дошкольному воспитанию совместно с родителями.
Список использованной литературы
1. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ
Сфера, 2006 (Здоровый малыш)
2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников:
Учебно-методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2005
3. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания
детей 5 – 7 лет. М. : АРКТИ, 2004
4. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном
образовательном учреждении: Метод. пособие. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006
\5. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006
6. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для