софья токарева
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей – здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах
Актуальность здоровьесберегающих технологиий состоит в том, что жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личноти.
Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать – до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях[2].
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают : конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность: 1. Формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье; 2. Организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей[1].
Исходя из вышеизложенного, целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является: – Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. – Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионально здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Помимо этого, основными задачами здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС, являются: 1. Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников; 2. Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка; 3. Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду. Следует учесть, что здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. А для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий : 1. медико-профилактические; 2. физкультурно-оздоровительные; 3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; 4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; 5. валеологического просвещения родителей; 6. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ – обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств: – технологии профилактики заболеваний, – углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, – коррекция возникающих функциональных отклонений, – отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III группу здоровья, – реабилитация соматического состояния здоровья, – противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, – витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты, – санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: – закаливание КГН; – беседы по валеологии; – спортивные праздники; – спортивные развлечения и досуги; – недели здоровья; – соревнования; – прогулки-походы. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: 1. Семинары-тренинги: «Психологическое здоровье педагогов»; 2. Консультации для педагогов: «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др. ; 3. Практикум для педагогов ДОУ: «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»; 4. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медикопедагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах. Валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентностью. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи[5 Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :
1. Информационные стенды для родителей: в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; 2. Информационные стенды медицинских работников: о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; 3. Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); 4. Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : – приобщение детей к физической культуре, – использование развивающих форм оздоровительной работы[3]. Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС – сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013. С. 36.
2. Матвеева Т. Г. Современные образовательные технологии в ДОУ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). С. 292–295.
3. Николаева Е. И. Федорук В. И. Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н. Б. Кондратовской. - СПб. : Детство- Пресс, 2014. С. 129.
4. Сафаргулина Э. И. Виды здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7). С. 129–132. 5. Старченко Е. А Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : ACT, 2013. С. 88.