Елена Гализина
Здоровьесберегающие технологии, коррекция и социализация детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны, чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Внедрение инновационных технологий обучения в общеобразовательную школу сопровождается интенсификацией учебного процесса, что не всегда адекватно функциональным и адаптивным возможностям школьника. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей относящихся к группе риска.
Физическое состояние детей на сегодняшний день свидетельствует о том, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества и это вызывает особую обеспокоенность.
В МБУ ДО «ЦРТДиЮ» города Новошахтинска ведется активная работа по сохранению детского здоровья. Данная задача в нашем учреждении решается интегрировано, в процессе образовательной деятельности. Такой подход, на наш взгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дополнительного образования в последние годы информационно-познавательной деятельностью. С этой целью была разработана программа «Школа здоровья». Основная цель данной программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья ребенка как важного фактора здоровья человека в целом. Задача программы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания "сделать себя лучше, сильнее, умнее", научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность". В рамках программы проводятся профилактические и оздоровительные занятия : специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т. д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях : самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию.
В Центре творчества постепенно создаются и укрепляются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на различных занятиях, дни здоровья в МБУ ДО, выпуск газеты “ Будь здоров, малыш! ”, регулярно производится медицинский осмотр обучающихся, функционирует медицинский кабинет.
В МБУ ДО «ЦРТДиЮ» воспитывается достаточно большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии, в их числе и воспитанники детского дома города Новошахтинска. Данная группа детей нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений.
С этой целью ведёт свою деятельность учитель – логопед. Это нужный и важный специалист в работе с детьми. Это лекарь речи! Лекарь души, врач, который учит, или же учитель, который исцеляет! В своей профессиональной деятельности логопед Центра творчества руководствуется следующими правилами:
- Уважай в ребёнке личность.
- Развивай и совершенствуй своё мастерство.
- Заинтересуй ребёнка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.
Учитель-логопед старается слушать и слышать ребёнка, чувствовать вместе с ним, вести его за собой в прекрасный мир красивой и правильной речи, быть рядом и чуть впереди и никогда не останавливаться на достигнутом.
На занятиях используются различные технологии обучения, которые способствуют лучшему усвоению знаний, вовлекают ребёнка в мир игры и обучают незаметно и ненавязчиво, а также развивают творческую активность в своих воспитанниках. Каждое занятие уникально, отличается от предыдущего, чтобы процесс учения переживался не как принуждение, а как увлекательное занятие, победное движение от незнания к знанию.
Работа с детьми ОВЗ – это особая графа в деятельности психолого-педагогической службы «ЦРТДиЮ» и не, потому что с ними работать сложнее или легче, просто каждый специалист осознаёт насколько эти дети особенные и как им порой не хватает обычного человеческого внимания. Поэтому главная цель в деятельности психолога Центра творчества по средствам арт-терапии, психогимнастики, телесной терапии и просто искреннего душевного общения восполнить тот дефицит внимания, который так необходим для дальнейшего гармоничного существования и развития. Огромная работа ведётся с родителями детей-инвалидов, ведь они как никто другой нуждаются в поддержке и понимании. Разъяснить, успокоить, подбодрить - всё это тоже входит в работу психолога.
Более 20 лет Центр творчества работает с детьми с ограниченными возможностями. В рамках реализации программы МБУДО «ЦРТДиЮ» «Мы вместе» с обучающимися с ОВЗ организованы занятия по плаванию, которые способствуют сохранению здоровья. На таких занятиях происходит формирование оздоровительно-развивающей среды через внедрение инновационных форм здоровьесбережения. Цель программы «Мы вместе» помочь ребёнку-инвалиду адаптироваться в обществе здоровых детей, чувствовать себя наравне с ними. Так же участвовать в конкурсах, соревнованиях, эстафетах и демонстрировать высокие результаты.
В рамках программы «Мы вместе» ребята занимаются по разным направлениям:
- «Красота движений» - учатся выражать свои эмоции через танец;
-«Золотой ключик» - учатся находить оптимальные выходы из различных ситуаций посредством работы с литературными произведениями;
-«Волшебство палитры» - учатся отражать окружающий мир с помощью рисунка, искусства оригами;
-«Чудесное превращение» - учатся с помощью логопеда и психолога снимать напряжение, тревогу, страх;
-«Музыкальная радуга» - развивают вокальные данные, расширяют музыкальный кругозор;
-«Творчество и фантазия» - участвуют в различных мероприятиях, праздниках;
- «Школа здоровья» - занимаются плаванием.
Вся работа по здоровьесбережению, коррекции и социализации обучающихся и детей с ОВЗ, осуществляемая в условиях МБУ ДО «ЦРТДиЮ», позволяет преодолеть отрицательные стереотипы представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире; способствует раскрытию возможностей и творческого потенциала ребенка; позволяет расширить компетенции воспитанников данной категории по различным направлениям деятельности. В рамках программы организован культурный досуг, способствующий развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами. В результате работы по программе «Мы вместе» у детей формируются
адекватные представления об организме человека, он учится «слышать» и «слушать» свой организм, ребята учатся уважать жизнь другого человека, сочувствовать, помогать и сопереживать чужой боли.