Приложение МААМ

«Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками»

Светлана Мирошниченко
«Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга.

Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимоотношениях, представляют собой единое целое. Недаром наука логопедия тесно связана со смежными науками, такими как психиатрия, неврология.

Публикация «„Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками“» размещена в разделах

К сожалению, в последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, мною была поставлена цель: формирование и развитие всех сторон речи, моторики, а также активизация психических процессов через использование нетрадиционных форм логопедического воздействия.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что ЗСТ помогают исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка.

Задачи

1. Научно-исследовательский анализ теоретико-методологических подходов по проблеме использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

2. Систематизация диагностического материала (задания, упражнения) для обследования и коррекции детей дошкольников.

3. Разработка и апробация системы коррекционно-логопедических мероприятий с включением элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на комплексное воздействие детей.

4. Выявление результата проведенной работы.

Изучая педагогический опыт таких авторов, как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, я встретила различное описание системы применения подобных технологий.

Наиболее удобным считаю деление здоровьесберегающих технологий на две группы: традиционные и нетрадиционные.

Перечисленные технологии не являются новыми, но я делаю акцент в своей работе на терапевтические и кинезиологические знания.

1. Особое внимание уделяю массажу. Многие учёные считают, что лицо, кисти, ушные раковины представляют собой уменьшенное отображение всего тела человека. Т. е. на данных частях тела находится множество биологически активных точек. Воздействуя на определённую зону, можно улучшить работоспособность организма, снять напряжение в мышцах, избавить от усталости. Выбор приёмов массажа, техника проведения, дозирование зависят от индивидуальности ребёнка.

При проведении массажа использую стихотворные тексты, сказки. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у детей возникал конкретный образ. Например: р. н. с. «Рукавичка», «Солнышко и дождик», «Весёлый паровозик» и др. В результате укрепляется мышечная система, нормализуется тонус и эластичность, повышается работоспособность.

2. Наряду с массажем обучаю детей приёмам самомассажа. Сначала дети выполняют его перед зеркалом, затем тренируются с опорой только на ощущения. Например, пальцами рисуем на лице, изображая цветок и пчёл, кулачками разминаем круговую мышцу губ, щёк и др.

3. Основой правильного произношения является артикуляционная гимнастика, т. е. развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Язык – самый важный орган артикуляции. При помощи языка образуются все гласные и почти все согласные звуки. Поэтому от того, какой у человека язык зависит, во многом зависит качество произношения и чистота речи.

Артикуляционную гимнастику провожу эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке», «Играем с Винни Пухом», «Цирк», «Путешествие» и др… Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность, поэтому для лучшего запоминания я стараюсь создать образ упражнения, использую картинки.

При отборе материала соблюдается определенная последовательность, от простых упражнений к более сложным.

4. Благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развитие координации движений и мелкую моторику оказывает биоэнергопластика. Удобен этот вид работы тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Например: артикуляционное упражнение «Часики», «Грибок», «Чашка» и др. Движения языка можно дополнить движением ладони, которая движется или фиксируется в соответствии с ситуацией. Ребёнок может самостоятельно подбирать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. 5. Для коммуникации, эмоционального развития, раскрепощённости детей использую психогимнастику. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Данный вид деятельности помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения, помогает эмоционально выразить свои мысли и чувства, понять настроение и самочувствие других.

6. Для развития речевого дыхания и формирования целенаправленной воздушной струи использую различные речевые игры и упражнения с игровым материалом: всевозможные дудки, мыльные пузыри, вертушки и многое другое. По мере овладения упражнений детьми задания усложняю, добавляю новые. Подобные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность.

7. Чтобы снять напряжение с глаз, расширить поле зрения, улучшить восприятие, я использую гимнастику для глаз. Не поворачивая головы и не двигаясь, ребенок должен найти глазами то или иное изображение, посмотреть вверх, вниз, влево или вправо и т. д.

При проведении зрительной гимнастики я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнения. Упражнения проводятся в течение 1 минуты в середине занятии или по мере необходимости.

8. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстаёт и развитие речи.

Для развития ручной моторики кроме традиционных упражнений, использую различные тренажеры: шнуровки, узловки, мозаики, конструкторы с мелкими деталями, прищепки и т. д., что позволяет укреплять мелкую мускулатуру и развивать зрительно-пространственную ориентацию, а также активизирует работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи.

9. Интересно отметить, что многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. В процессе коррекционной работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые содержат прыжки, повороты, бег, ходьбу на месте, приседания, произвольные движения, также имитируем движения животных, птиц, машин. Подобные упражнения развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, тонизируют весь организм.

10. Для улучшения памяти, концентрации внимания, развития мышления и воображения широко использую в своей практике кинезиологические упражнения. Например: плетение кос на специальном тренажере, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование и т. д. При использовании данной технологии у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

11. В своей работе я использую элементы логоритмики. В них различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.

12. У детей с нарушениями речи часто наблюдается ряд неврологических синдромов: быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность. В связи с этим применяю релаксационные упражнения. Упражнения провожу под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Дирижер», «Тряпичная кукла и солдатик», «Огонёк» и др., где ребёнок может представить, что он руководит оркестром, марширует на параде или выступить в роли марионетки, наградить себя аплодисментами или отдавать приказы, и подобное.

В своей деятельности использую также дополнительные методы коррекционного воздействия: фито-, арома-, музыко-, лито-, имаго-, песко-, хромотерапии. Данные методы служат для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Все коррекционно-логопедические занятия провожу непринуждённо, в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

На занятиях активно использую различные игры, часто “приходят” сказочные герои, которые всё время ошибаются, попадают в затруднительные ситуации, а дети помогают им исправить ошибки, объясняют значение слов, алгоритм действий.

Игру подбираю, ориентируясь на тему и цели занятия, возрастные и речевые возможности ребёнка, учитываю и индивидуальные особенности. Занятия стараюсь сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными. Например: «Едем на поезде», «Весёлая дорожка», «Что несём в корзинке?», «Строим дом», и др.

Коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителей, учителя-логопеда, воспитателей, специалистов, поэтому я тесно сотрудничаю с родителями и педагогами нашего ДОУ.

Практика показывает, что комплексное применение всех вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.

«Здоровье – это ещё не всё, но без здоровья всё - ничто!» Сократ

Публикации по теме:

Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Заикание Заикание – одно из распространённых нарушений речи среди детей дошкольного возраста. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 17:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мирошниченко (УИ 122863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД