Виктория Шевченко
Здоровьесберегающие технологии как средство реабилитации детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней (Определение Всемирной организации Здравоохранения). Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии как средство реабилитации детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – это процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методические основы нормативно-правовой базы, реализуются здоровьесберегающие ресурсы дошкольных образовательных учреждений и системы образования в целом.
Согласно утверждению М. М. Безруких, Э. М. Казина, С. А. Сенникова, А. Г. Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. [2]
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия, детские стрессы, тревожность. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физического здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за своё здоровье.
Основной задачей детского сада является - подготовка ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Внедрение в коррекционно-педагогический процесс здоровьесберегающих технологий стала одним из востребованных направлений современного ДОУ.
Согласно К. Реннеру и Г. Юмашеву, реабилитация – это общественно необходимое функциональное и социально – трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых, осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, юридических и других мероприятий. [3]
Социально-реабилитационная деятельность - сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. [3]
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребёнка на всех возрастных этапах. Названные закономерности изучает психология. Следовательно, психология по отношению к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями выступает как дисциплина, составляющая её научную основу. Без учёта закономерностей психического и личностного развития ребенка социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приёмов, лишённых конкретного содержания.
В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность, девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест лишения свободы и др).
Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий. [1]
Таким образом, необходимо сохранять и укреплять здоровье, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время для детей с нарушениями речи. Педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо не только исправлять речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Важной составляющей является необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска новых, более эффективных научно-обоснованных путей внедрения и развития здоровьесберегающих технологий в коррекционных группах ДОУ.
Литература:
1. Возжаева Ф. С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. // Социальное обеспечение. – 2005. - № 18.
2. Смирнов В. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. - 2006.
3. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями 2 https://coolreferat.com/