Евгения Жданова
Консультация для педагогов «Здоровье — это психофизическая гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум для педагогов: «Здоровье- это психофизическая гармония».
1. Введение.
«У кого есть здоровье – у того есть надежда,
у кого есть надежда - у того есть всё!»
(Восточная мудрость)
Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия. Первый – здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, души и тела. Второй – здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.
Публикация «Консультация для педагогов „Здоровье — это психофизическая гармония“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Неспособность человека регулировать свое настроение может отрицательно сказаться не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей. Кроме того, многочисленные свидетельства подтверждают, что здоровье человека тесно связано с его психическим состоянием. Древние знали это очень хорошо, не случайно они говорили, что «гнев ранит печень», «задумчивость ранит селезенку»; зависть и злость поражают органы пищеварения; печаль, уныние, тоска - ускоряют старение; необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце, и так далее. Таким образом, длительные нервные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому крайне важно уметь вовремя заметить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он взаимодействует и жить в мире с самим собой, следует разобраться в себе, в своих проблемах, то есть поработать над собой.
2. Практикум «Спасательный круг»
Упражнение «Скрепка». Участникам выдаётся по одной скрепке. Зада-ния:1) разогнуть скрепку в прямую проволоку без волн. 2) придать скрепке первоначальный вид.
Комментарий : скрепка- символизирует наше здоровье. Внеся однажды изменения в наше здоровье в виде какого - либо стрессогенного фактора - вернуть его (здоровье) в первоначальное состояние довольно- таки трудно, если не сказать- не возможно.
Игры и упражнения на взаимопонимание. Послушайте одну историю… - Заведующая дет. садом №….: «Как бежит время! Завтра уже 8 марта. С утра нас поздравит начальник управы, а потом спонсоры придут дарить детям воздушных змеев. Так что готовьтесь! Запускать их будем на лужайке. Если пойдёт дождь, то запуска не будет. Пусть дети всё разбирают по домам».
- Воспитатель- детям: «Завтра у нас будет большой праздник на лужайке. Придёт начальник управы с воздушными змеями. Спонсоры будут их запускать в честь 8 марта. А если пойдёт дождь, то запуска не будет, и вы сможете всё забрать себе домой».
- Петя- маме: «Мама, мы завтра в честь 8 марта будем вместе со спонсорами запускать начальника управы на воздушном змее. А если повезёт и пойдёт дождь, тогда они все придут к нам. Тогда и у тебя, мама, будет настоящий праздник!»
Комментарий: Смешно? А на самом деле проблема серьёзная! Любой педагогический процесс- это акт общения. Обучая и воспитывая, мы всегда стремимся, чтобы нас поняли. Но всегда ли нас понимают именно так, как мы предполагаем? Расстраиваемся или получаем удовлетворение?
Дыхательные техники. Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоцио-нальные средства воздействия на центры мозга. Когда мы занимаемся дыхательными упражнениями или просто дышим правильно, организм переходит на режим максимального энергосбережения.
Упражнение «Внутренний комфорт». Исходное положение: лечь на спину на жесткую поверхность - на пол, на землю или на кровать (подложите под себя одеяло, чтобы не было ощущения дискомфорта от соприкосновения с жесткой непокрытой поверхностью). Вытяните руки вдоль тела, ноги выпрямите, пятки соедините вместе, а носки чуть разведите в стороны. Медленно и бесшумно вдохните через обе ноздри -- пусть вдох будет продолжительным и плавным. Задержите дыхание на максимально возможный для вас срок, но чтобы это не требовало от вас слишком больших усилий. Затем медленно и плавно выдохните также через обе ноздри.
Повторяйте упражнение 12 раз утром и 12 раз вечером.
Это упражнение даст отдых и вашему телу, и вашему уму, и вашему сознанию, оно расслабит вас и даст ощущение комфорта и легкости. Когда вы достигли ощущения внутреннего комфорта и смогли поддерживать это состояние в течение достаточно долгого времени, вы можете получить доступ к контролю своего настроения. Теперь вы сможете регулировать свое настроение по своей воле и достигать того настроения, которое вам нужно.
Приёмы саморегуляции. «Побеждает не тот, кто более физически развит или обладает большим количеством приемов, а тот, кто превосходит противника психологически, способен управлять своим состоянием, быть собранным и решительным в критический момент максимально мобилизоваться в критический момент, и использовать, в казалось, бы, безнадежной ситуации, все резервы организма и психики» (подготовка телохранителей).
С чего же начать практически работу над собой?. Так, например, изучая типы темпераментов, мы убеждаемся, что среди них нет однозначного идеала. И изменить его нельзя, т. к. это не черта характера, а всего лишь особенность реакций организма. Но, узнав подробнее о каждом из типов темперамента, определив, каким типом темперамента обладаете вы, вам будет проще строить своё общение с людьми, в отношении которых приемы саморегуляции должны отличаться особой спецификой.
Первая группа. Сенситивный (чувствительный, реактивный, неуравновешенный тип. С этим сочетанием свойств обычно бывают те люди, которых еще со времен Галена принято называть холериками и сангвиниками. Для таких людей самое главное «снять» излишнее напряжение, стабилизировать свое психическое состояние, научиться тормозить ненужные импульсы. Чаще всего они прибегают для снятия напряжения к алкоголю. Саморегуляция в таком случае основывается на использовании приемов отвлечения, переключения внимания на другие объекты. Один из способов борьбы с негативными проявлениями - использование «маски спокойствия». Вообще, умение вовремя надеть на свое лицо нужную маску давно считается одним из эффективных средств психорегуляции. Так, могут пригодиться в соответствующий момент маски уверенности в себе, полудремного состояния, воодушевления, дружелюбного внимания, и т. д. Нельзя недооценивать фактор слова, причем произнесенного про себя. Ведь «слово лечит, слово и калечит» заметим, и собственное тоже.
Вторая группа. Невротический, тревожный, эмоционально неустойчивый, мнительный тип. Такое сочетание свойств наиболее часто встречается у людей с меланхолическим темпераментом. Сложность психорегуляции усугубляется, если является интравертом (направлен на свой внутренний мир, сдержан, застенчив в социальных контактах, пассивность и углубленность в себя, т. к. возбуждение нарастает быстро и уровень его бывает высок. Главное, что определяет поведение и настроение представителей второй группы, - это тревожность и беспокойство. Они нарушают контроль, сковывают, не дают человеку проявиться в полную меру своих потенциальных возможностей. Неопределенность, неизвестность являются тем источником, который питает беспокойство и тревогу. Усугубляется это появлением чувства вины. Рекомендуются маски «Уверенный в себе», «Боевой», «Непреклонный». Как ни смешно это может показаться, но полезными считаются и маски «Утомленный», «Рассеянный», «Сомневающийся» и т. д. В связи с необходимостью повышения уровня активизации желательно применять такой вид деятельности, как игры: бадминтон, настольный теннис, теннис.
Третья группа. Эмоционально устойчивый, резистентный и инертный тип. Наиболее характерные особенности этой группы людей - медленная врабатываемость, несвоевременное переключение при быстрой смене обстановки, стабильность и устойчивость - ставит их перед необходимостью принимать меры для формирования наиболее подходящего для такого случая индивидуального стиля деятельности. Если говорить о психофизическом тренинге, то можно рекомендовать тщательное изучение тех ситуаций, когда замедленная реакция не позволяет действовать эффективно. Активность, столь необходимую для представителей третьей группы, можно повысить с помощью двигательной нагрузки или внутреннего монолога. Двигательная нагрузка должна быть максимально вариативна. Внутренний монолог может содержать формулы воодушевления: «Вперед, вперед!», «А теперь я сделаю все, как надо!», «Сегодня мой день!». Желательно иметь свое собственное слово-ключ, которое будет привычным пусковым словом к началу работы («Подъем!», «Пошел!» и др.). Умение концентрироваться у этой группы происходит легко, но нужно концентрироваться «здесь и сейчас».
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ
В момент начинающегося утомления необходимо оптимизировать состояние, не допуская патологической перегрузки нервной системы, с которой бороться уже намного труднее. Предлагаю вашему вниманию один из комплексов упражнений и приёмов самовоздействия, который способствует восстановлению сил, освежает организм.
- Стоя, ноги на ширине плеч. Медленно поднимаем руки через стороны до уровня плеч. Расслабить запястья, закрыть глаза. Представить, что вы крепкое, цветущее дерево. Мысленно проследим, как «ствол, уходя в землю, переходит в глубокие, мощные корни. На медленном вдохе как бы втягиваем «корнями» энергию из почвы и отслеживаем, как ее поток поднимается по «стволу» вверх, вплоть до «кроны» (головы, наполняя живительной силой руки-ветки». Руки медленно опустить.
- Представляем, как легкий ветер слегка раскачивает «ствол» и «крону», шевелит «ветками», шелестит листьями.
- Теперь, когда энергия наполнила все «дерево», представьте, что вы всем телом вдыхаете энергию ветра, а на выдохе выбрасываете из себя все ненужное.
- В начале занятий «энергия» плохо поднимается по «стволу», для этого требуется 5-10 вдохов. Время выполнения в зависимости от навыка - 5-15 мин.
3. Рефлексия.
4. Выводы. Рекомендации.
Уважаемые коллеги! Подведём итог. Поскольку тело и психика оказывают друг на друга взаимовлияние, значит, воздействие на физиологические реакции вызовет желаемое изменение психических состояний. Самое важное до начала работы над собой четко поставить себе цель, которую планируете достичь - скинуть излишнее напряжение, устранить тревогу или волнение, или наоборот, мобилизоваться, активизировать деятельность организма. Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому, экспериментируйте, пробуйте! Живите в гармонии с собой и окружающим миром!