Екатерина Ковалева
Заучивание наизусть стихотворений с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.
Публикация «Заучивание наизусть стихотворений с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Мнемотехника для повышения уровня развития речи являет собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.
Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.
Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.
Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.
Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.
Мнемотаблицы – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.
Работа над заучиванием стихотворения.
После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Повторное чтение стихотворения с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому прочесть наизусть стихотворение.
Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:
• разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
• разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей стихотворения);
• изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
• слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы, могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).
Для облегчения восприятия стихотворений маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.
Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:
• просмотр схем и осознание увиденного;
• превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
• составления рассказа, на основе рисунков;
• запоминание стихотворения.
Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил стихотворение на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать.
Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом.