Нина Панарина
«Застенчивый ребёнок». В кругу семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Застенчивость, как правило, проявляется в детстве. Чаще всего родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребёнком в гости или гости приходят к ним. Ребёнок не отвечает на вопросы, прячется за маму, не решается подойти к играющим сверстникам. В целом он готов общаться, быть доброжелательным с взрослым, но в то же время испытывает внутреннее напряжение (отвечает тихо, робко, односложно). Обычно застенчивость, которая возникла в раннем детстве, сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. На пятом году жизни у ребёнка формируется потребность уважительного отношения к нему со стороны взрослого (может обижаться на замечания, требует похвалы, поощрения, поэтому взрослым необходимо быть внимательным и деликатным к своему застенчивому ребёнку. Застенчивый ребёнок чувствует себя неуверенно в новых видах деятельности, стесняется проявить свою неуверенность, попросить помощи, робеет и замыкается в себе. В тоже время одновременно испытывает желание вести себя непринуждённо и страх перед спонтанным выражением чувств. Для такого ребёнка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Он смущается, когда привлекает к себе внимание, когда должен что – то рассказать о себе. Застенчивость не связана со способностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития. Такой ребёнок не хуже других справляется с разного рода заданиями, но при этом ведёт себя особым образом (более осторожен в своих действиях и высказываниях, менее настойчив, малейшее порицание может вызвать робость и смущение). Ребёнок ведёт себя застенчиво и в том случае, в котором сам ожидает неуспеха в деятельности -он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи, иногда смущённо улыбается, тихо произносит: «У меня не получается». Часто такие дети как бы заранее готовят к неудаче: «У меня не получится». Смущение может возникнуть и после удачного решения задачи. Но ребёнок не решается сказать об этом, хотя и радуется своему успеху. Традиционно считать, что у застенчивого ребёнка снижена самооценка, но это не так. Как правило, застенчивый ребёнок считает себя очень хорошим, лучшим, т. е. отношение к себе как к личности у него самое положительное. Его проблема заключается в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. У застенчивого ребёнка с возрастом можно отмечается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Наблюдается такая особенность что всё, что он делает проверяется им через отношения других. Ребёнок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Ребёнок становится открытым и общительным, тогда когда забывает о себе. Проблемы застенчивых детей часто определяются характером их взаимоотношений с близкими людьми. Об этом говорят детские рисунки. Отсутствие на рисунке ребёнка – «Не хватило места, мне не хочется себя рисовать; меня не взяли с собой, плохо себя вела….».
Темочки:
Можно ли помочь ребёнку справиться с застенчивостью и как это сделать? Самое главное - поднять самооценку ребёнка в части восприятия отношения к себе других людей. Чаще говорить своему малышу, что вы его любите, просто так ни за что. Мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что – то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Озорные и непослушные дети доставляют родителям больше хлопот, чем застенчивые дети. Поэтому и внимания таким детям уделяется меньше, хотя именно им оно требуется в большей мере.
Следующая задача – помочь ребёнку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Если застенчивый ребёнок боится отрицательной оценки, это не значит, что она ему не нужна. Занимаясь чем – либо с ребёнком, необходимо выразить уверенность в том, что он справится, а если нет, то это не беда и вы ему поможете, и вместе у вас всё получится. Игровые приёмы и юмор помогут отвлечь ребёнка от того, что он слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия. Не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребёнка, его любознательность, непосредственность. Иногда можно нарушить правила: такое гибкое поведение поможет вашему малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Не всегда ограничения приносят пользу для развития, напротив – часто оказываются причиной детских неврозов. На первый взгляд «неправильное» желание всегда можно обыграть, превратить в интересное занятие. От этого ваш ребёнок не перестанет быть дисциплинированным. Снять внутреннее напряжение застенчивого ребёнка, помочь почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Подвижные игры, игры – соревнования с взрослыми помогут ребёнку выразить свои эмоции, установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. Также помогут получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности. Действенным приёмом борьбы со стеснительностью являются игра – фантазии, игры на воображение. Сочиняя рассказ или сказку о другом ребёнке, прописывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Игры в детский сад – можно по очереди быть воспитателем, ребёнком, выступить перед другими, например, прочитать стихотворение, составить рассказ и т. д. Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие. Опыт, приобретённый в игре поможет лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.