Папки-передвижки

Развитие зрительного восприятия у дошкольников. «Зашумленные» картинки

Копач Юлия Андреевна
Развитие зрительного восприятия у дошкольников. «Зашумленные» картинки
▼ Скачать +Заказ

Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия ребёнка. Чем лучше ученик распознаёт зрительные образы, тем быстрее и лучше овладеет он письмом и чтением.

Обычно про математику – геометрию, черчение – не вспоминают, и совершенно напрасно. Вот уж там качество распознавания зрительных образов и манипулирование ими в умственном плане важны, как нигде в школе. Просто будет это ещё не скоро.

Публикация «Развитие зрительного восприятия у дошкольников, „Зашумленные“ картинки» размещена в разделах

Так что связь между базовыми учебными навыками и развитостью зрительного восприятия практически прямая.

Интенсивное развитие функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов, происходит в дошкольном детстве. Например,

начиная с шести лет, поле зрения дошкольника быстрыми шагами приближается к полю зрения взрослого по величине;

острота зрения формируется до семи лет

Но не у всех здоровых дошкольников подобные функции успевают сформироваться к первому классу. А есть ведь ещё дети с ОВЗ, находящиеся на инклюзивном обучении и имеющие задержку развития изначально.

Недостатки зрительно-пространственного восприятия в школе

В результате имеем трудности обучения, обусловленные недостатками зрительно-пространственного восприятия. Если минимально кратко:

ученику с трудом удаётся запоминать, как выглядят буквы, цифры, отдельные графические элементы; он путает их по сходству или конфигурации, не дописывает элементы или добавляет лишние;

пишет зеркально;

при чтении долго не может припомнить буквы, переставляет буквы и слоги в словах, что затрудняет понимание читаемого.

путает геометрические фигуры, заменяет сходные по форме.

Но и этого достаточно, чтобы отравить ученику жизнь. Так что работы по доформировыванию недостатков зрительно-пространственного восприятия в начальной школе хватает.

Но лучше бы проблемы решить в дошкольном возрасте. Стало быть, тренировать зрительное восприятие полезно с 4-5 лет.

Как развить зрительное восприятие у дошкольников

Один из распространённых способов – зашумлённые картинки.

Анализ зашумлённых картинок

Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.

Поскольку игру полезно использовать в работе с разными категориями детей (нормой, ЗПР, логопатами и т. д., сперва надо выяснить, с картинок какой сложности начинать работу.

Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).

Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.

Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.

Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.

Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.

Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.

Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.

Парные зашумлённые изображения

Это усложнение

Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий

Предложим малышу рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.

1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5-7.

2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных картинках

Создание наложенных изображений

Процесс создания зашумлённых картинок своими руками повышает мотивацию к занятию, поскольку процесс творческий. Ребятам постарше интересно, а как это сделано. Они начинают присматриваться, анализировать. Спрашивают, почему картинки называются зашумлёнными.

Показываем самые простые способы, как это можно нарисовать вручную и на компьютере.

Затем ребятишки самостоятельно предлагают разные варианты зашумления. После самостоятельной работы, приводящей к пониманию устройства наложенных друг на друга изображений, анализ улучшается даже на письме. Дети начинают сравнивать: где правильно написано, где неправильно и почему. Значит улучшается самоконтроль. Лишний раз убеждаешься, что лучше всего учит личный опыт: делаю - узнаю - понимаю - контролирую себя.

Варианты игры в наложенными изображениями

Какие ещё варианты заданий с наложенными картинками доступны дошкольникам? Они перечислены ниже.

1. Найти и выделить среди овощей – фрукт ( или наоборот: фрукт среди контуров овощей).

2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).

3. Найти и выделить указанную цифру и букву.

4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.

5. Выделить контуры животных жарких стран.

6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).

8. Выделить силуэты северных животных.

9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).

10. Найти контур животного посреди насекомых.

11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.

Указанный контур дети могут выделить разными способами:

• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур, карандашами, восковыми мелками или пастелью;

• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;

• вырезать силуэт ножницами.

Как мы уже замечали, наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.

Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.

Копач Ю. А.

Педагог-психолог МАДОУ 8

Город Горячий Ключ

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зренияКоррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зрения Цель: закрепление знаний о строении растений, развитие цветовосприятия. Задачи. - развивать зрительное восприятие; - развивать мелкую моторику;.

Презентация «Мультимедийная игра «Зашумленные картинки» В последнее время стало модно использовать на занятиях мультимедийные разработки. И это здорово, ведь занятия становятся и более динамичными,.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Занятие по развитию зрительного восприятия «Скворечник из готовых фигур» для дошкольников с нарушением зренияЗанятие по развитию зрительного восприятия «Скворечник из готовых фигур» для дошкольников с нарушением зрения Занятие по развитию зрительного восприятия «Скворечник из готовых фигур» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: учить дошкольников.

Автор публикации:
Развитие зрительного восприятия у дошкольников. «Зашумленные» картинки
Опубликовано: 5 июня 2023 в 13:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие зрительного восприятия у дошкольников. «Зашумленные» картинки» (включая файлы) размещена пользователем Копач Юлия Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД