Алевтина Ларина
Опыт работы «Защита прав и достоинства маленького ребёнка. Координация усилий семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально – экономического развития на всех уровнях. Одно из условий формирования правового государства является повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников.
В 1990г. в нашей стране в рамках Конвенции прав ребенка ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества.
Публикация «Опыт работы „Защита прав и достоинства маленького ребёнка, Координация усилий семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны!
Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание Конвенции о правах ребёнка и Семейного кодекса РФ.
К работе детского сада преимущественно имеют следующие статьи:
- ст. 19, ст. 31,ст. 37
Семейный кодекс РФ обеспечивает права ребёнка в семье. Глава 11 "Права несовершеннолетних детей":
ст. 54:,ст. 56
Мы прекрасно понимаем, что решить проблему защиты прав ребенка невозможно только на уровне детского сада.
Цель нашей работы: формирование правосознания всех участников образовательного процесса.
Задачи:
• Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребёнка.
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Формировать у детей дошкольного возраста основы правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
• Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
• Совершенствовать подходы, эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями.
Система взаимодействия - это:
- непосредственная организованная деятельность;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность детей.
Образовательная деятельность включает в себя:
• Знакомство с правами человека.
• Беседы на этические темы.
• Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
• Физкультурно-оздоровительная деятельность.
• Изобразительная, трудовая деятельность.
• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
• Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
• Работу с литературой.
• Разные виды игр.
• Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
• Продуктивные виды деятельности.
• Двигательную активность.
В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
1. Работа с детьми.
2. Работа с воспитателями.
3. Работа с родителями.
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
Работа с педагогами проводилась поэтапно.
На первом этапе мы выявили уровень знаний педагогов нормативно – правовой базы по данной проблеме, с помощью анкетирования и опроса, подобрали литературу, изготовили дидактические игры, наглядный материал, консультации для родителей и педагогов. Затем творческой группой был составлен перспективный план работы с педагогами.
Все педагоги показали, что работа в этом направлении ведется систематично, привлекаются родители воспитанников, дети с интересом изучают права, самостоятельно могут разобрать конкретное право и объяснить его смысл. Был интересно подобран демонстрационный и раздаточный материал. Для родителей оформлены нормативно – правовые документы, консультативный материал, создана видеотека, где подобраны презентации по правовому воспитанию как для родителей, так и для детей, изготовлены красочные буклеты.
Активное участие в оформлении и подготовке материала приняли родители всех групп. Они составляли древа семей, рисунки и поделки домов, оформляли газеты о семейных праздниках, альбомы кулинарных рецептов.
Работа с родителями.
Изучая нормативные документы о правах ребенка провели диагностику, анкетирование родителей, опросы детей.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье.
Только около 35 % родителей указало причины в самом поведении взрослого:
• нетерпеливость, нервы не выдержали;
• кончаются аргументов и терпение;
• желание выместить свою беспомощность на ребёнке;
• желание чтобы тебя слушались беспрекословно;
• не умение найти другие способы воздействия на ребёнка.
И так в результате проделанной нами работы мы смогли выяснить что, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространённое явление.
Эти данные позволили определить "болевые точки" в семейном воспитании и организовать работу с родителями, повышающую их компетентность в этом вопросе.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.
Проблема эта была нами условно рассмотрена в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальной защиты ребёнка. В ДОУ было разработано положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребёнка в ДОУ.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
Были определены основные направления и содержание работы педагогического коллектива по реализации прав ребенка.
• разработан план работы по повышению правовой культуры родителей;
• обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления;
• подготовлены дидактические материалы;
• определено содержание работы;
• созданы формы организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Были определены следующие формы их взаимодействия:
родительские собрания;
проведение совместных праздников и досугов.
деловые игры;
круглые столы;
встречи с интересными людьми ("Клуб молодой семьи");
семинар – практикум;
конкурсы;
дискуссии;
В нашем ДОУ существует своя газета «Планета Радуга», где включаются темы по правовому воспитанию.
Решение задач, связанных с защитой прав ребёнка достаточно сложный процесс, требующий специальной работы со всем педагогическим коллективом детского сада.
Во первых необходимо формирование ценностей ориентации педагога.
Во-вторых, нужно проводить работу по повышению правовой и педагогической культуры.
К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада состоит не только в том, чтобы провести эту работу и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них. Именно поэтому в нашем детском саду была разработана система взаимодействия с родителями, в рамках которой стало возможным проведение профилактической. диагностической и коррекционной деятельности по данному направлению.
Система взаимодействия предполагала осуществление двух стратегий различных по целям и направленности воздействия. Первая — это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая — выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав литературу по теме работы, мы определили, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т. к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны.
Таким образом, обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Проведенная работа не решила всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволила наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.
Теоретический анализ литературы и проведенная на его основе эмпирической работы позволили выполнить цель нашей работы.