Ольга Гранкина
Занимательные приёмы для усвоения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовлен учителем – логопедом МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка».с/п 156 Гранкиной О. Б.
Чёткая, грамотная речь – залог полноценного всестороннего развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее коммуникация со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Занимательные приёмы для усвоения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными или наоборот раздражительными, двигательно расторможенными, агрессивными. Ребёнок даёт негативную реакцию на то, что его зачастую не понимают.
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. С самого раннего детства ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, он совершает различные движения: сосательные, жевательные, глотательные, мимические. Но
этих движений недостаточно в случае речевой патологии. Для целенаправленного укрепления и развития мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.
Развитие артикуляционного аппарата — процесс длительный, и для того, чтобы ребёнок не потерял к нему интерес, необходимо придерживаться некоторых правил:
а/ желательно к каждому упражнению подобрать короткий стихотворный текст:
К упражнению «Лягушонок» - Растянуть губы в улыбку
Лягушонок улыбнулся,
Рано утром он проснулся.
б/ необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным образом, например с предметом, изображенным на картинке :
«Змейка». - Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Качели». - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам;
в/ можно подобрать к каждому упражнению соответствующую игрушку, чтобы ребёнок не только визуализировал образ, но и смог ощутить его тактильно.
Разнообразить и внести элемент таинственности и занимательности можно следующими приёмами :
когда каждое упражнение будет хорошо знакомо детям, можно игрушки сложить в «Чудесный мешочек», «Чудесную коробочку или сундучок», в Волшебную шкатулочку, «Сухой бассейн» с различными наполнителями (горох, фасоль, манная, гречневая крупа, песок и т. д.)
Ребёнок, доставая игрушку, получает дополнительную информацию в виде тактильных ощущений, дающих понятие о её качестве: материале, из которого она изготовлена, его структуре, температурных ощущениях, твёрдости и мягкости, размере, форме и т. д. Это в свою очередь создаёт целостное восприятие образа и стимулирует развитие памяти, внимания, логического мышления, формирует интерес к деятельности в целом.
К своей работе подходите творчески, старайтесь использовать разнообразные креативные приёмы, и вы почувствуете положительный отклик со стороны своих воспитанников.
Удачи вам!
Артикуляционная гимнастика
(общий комплекс)
Рыбка в озере живет,
Открывает рыбка рот,
Но не слышно, что поёт.
Открывать и закрывать рот;
Бегемот раскрыл свой рот,
Булки просит бегемот
Широко открывать рот;
Лягушонок улыбнулся,
Рано утром он проснулся.
Растянуть губы в улыбку;
Прилетели уточки
И подули в трубочки.
Вытянуть губы трубочкой;
Ловко прячут хомяки
Вкусный корм за две щеки.
Надувать щеки
Где трава растёт дремучая,
там живёт змея ползучая
Приоткрыть рот, медленно высовывать язычок, как можно дальше;
Языком достать до носа
Получилось у Барбоса.
Тянуть язык к носу;
Любит мишка угощенье-
Очень вкусное варенье
Облизывать верхнюю губу, выполняя движение сверху вниз;
Нашей киске нелегко,
Она лакает молоко.
Лакающие движения язычком
Пришла пандочка-подружка,
и болтает всем на ушко.
Облизывать верхнюю губу, выполняя движение сверху вниз, произнося, (бл-бл-бл);
А зайчишка ловко,
наш грызёт морковку
Слегка покусывать язычок, продвигая его вперёд и назад;
Наша киска любит Вискас,
Грызёт Вискас наша киска.
Слегка покусывать боковые края язычка;]
А щенок наш громко косточку грызёт,
Он резвится и играет, и никак не устаёт
Слегка покусывать язычок в разных направлениях
Обезьянка корчит рожи,
На кого она похожа?
Покусывание, пошлёпывание язычка в разных направлениях.
Вот – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично;