Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет «Занимательная математика»

Череватая Юлия
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет «Занимательная математика»

1. Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет „Занимательная математика“» размещена в разделах

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию «Занимательная математика» по овладению детьми старшего дошкольного возраста умению - логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность организуется как интегрированные занятия с применением познавательных игр и требованиями ФГОС, так и в самостоятельной деятельности детей (самостоятельно-исследовательская, индивидуально-творческая деятельность в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды). Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков

Цель программы:

Создать условия для развития математических представлений дошкольников.

Задачи:

- создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;

- способствовать формированию мыслительных операций, высокой познавательной мотивации, инициативы в деятельности.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы Естественнонаучная

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы 5-6 лет

Срок реализации 8 месяцев

Форма занятий коллективная

Режим занятий Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в групповой комнате. Продолжительность занятий 30 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемые результаты Способы отслеживания

- сформированность поисковой активности к процессу познания математики;

- сформированы умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами;

- формирование умения взаимодействовать друг с другом;

- развитие мелкой моторики пальцев рук. выполнение диагностических заданий

выполнение диагностических заданий

наблюдение

наблюдение

Педагогическая диагностика связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

2 балла, ребенок выполняет все параметры самостоятельно

1 балл, ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры

0 балл, ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает

Таблицы педагогической диагностики заполняются 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

Основные диагностические методы:

- наблюдение;

- проблемная ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

-индивидуальная;

- подгрупповая;

- групповая.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

- Проведение фотовыставок;

- проведение мастер-класса на родительском собрании.

2. Учебно-тематический план

Раздел Количество времени в минутах

В неделю В месяц В I

полугодие

(октябрь-декабрь) Во II

полугодии

(январь-май) Всего

Теория Прак

тика Теория Прак

тика Теория Прак

тика Теория Прак

тика Теория Прак

тика

«Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

0,5

1,5

2

6

6

18

10

30

16

48

0,5 ч 1,5 ч.

2 ч.

6 ч.

6 ч.

18 ч.

10 ч.

30 ч.

16ч. 48 ч.

Месяц Раздел Блок Темы

Октябрь «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Дидактические игры со счётными палочками Выкладывание из счетных палочек изображений геометрических фигур

Выкладывание из счетных палочек изображений геометрических фигур

Выкладывание из счетных палочек изображений геометрических фигур

Выкладывание изображений предметов

Выкладывание изображений предметов

Выкладывание изображений предметов

Преобразование геометрических фигур

Преобразование изображений предметов

Ноябрь «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Блоки Дьенеша Сколько?

Художники

Магазин

Что изменилось?

Хоровод

Второй ряд

Домино

Игра с обручами

Декабрь «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Танграм и его разновидности Ель

Кошка

Дом

Ракета

Вьетнамская игра

Монгольская игра

Колумбово яйцо

Колумбово яйцо

Январь «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Рисование по клеточкам, графические диктанты Узор 1

Узор 2

Узор 3

Конверт

Домик

Ёлка

Корабль

По выбору детей из предложенных изображений

Февраль «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Геоборд Гриб

Зонтик

Ёлочка

Флажок

Конфета

Бантик

Котенок

Узоры

Март «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Квадрат Воскобовича Башмачок

Звезда

Домик

Ёжик

Птица

Лодка

Рыба

Подъёмный кран

Апрель «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Прописи Волна

Рыбка

Обведи по трафарету

1, 2

3, 4

5, 6, 7

8, 9

Дорисуй

Май «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Раскраска по номерам, игры-ходилки По волнам плывёт корабль

Подводный мир

Мишка

Сказочная страна

Слон

Гуси-лебеди

Аквариум

Математический праздник

3. Содержание программы

Месяц Блок Теоретическая часть Практическая часть

Октябрь Дидактические игры со счётными палочками Выкладывание из счетных палочек изображений геометрических фигур

Знакомство со счетными палочками Пальчиковая гимнастика

Выкладывание по образцу

Рабочая тетрадь стр. 1 (А) Сравнение множеств

Выкладывание из счетных палочек изображений геометрических фигур

Выделение характерных признаков геометрических фигур Пальчиковая гимнастика «Дождик»

По указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры

Игровоеупражнение "Расскраськруги"

Выкладывание из счетных палочек изображений геометрических фигур

Величина предметов Пальчиковая гимнастика

По указанию величины фигуры

Рабочаятетрадьстр. 1 (Б)

Выкладывание изображений предметов

Рассматривание образца Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

По образцу

Игровоеупражнение "Расскрасьтреугольники"

Выкладывание изображений предметов

Беседа «В каких предметах спрятаны геометрические фигуры» Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

По устной инструкции

Рабочаятетрадь стр. 2 (А)

Выкладывание изображений предметов

Беседа «Что можно выложить из счетных палочек» Пальчиковая гимнастика «Котята»

По замыслу

Игровое упражнение "Раскрась квадраты"

Преобразование геометрических фигур

Рассматривание геометрических фигур Пальчиковая гимнастика

Добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур)

Рабочаятетрадь стр. 2 (Б)

Преобразование изображений предметов

Рассматривание картинок Пальчиковая гимнастика «Мышь полезла в первый раз…»

Добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения нового изображения

Рабочаятетрадьстр 2 (В)

Ноябрь Блоки Дьенеша Дидактическая игра «Сколько?»

Объяснение детям назначения блоков Дьенеша Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?""Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали, "Сколько кругов?" и т. д.

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр. 3 (А)

Знаки =

Художники

Рассматривание выставка рисунков, выполненных из геометрических фигур Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки

Четырёхугольники

Магазин

Беседа о правилах поведения в магазине Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логическойфигуры

Рабочая тетрадь стр. 3 (Б)

Игровое упражнение "Расскрась прямоугольники"

Что изменилось?

Объяснение правил игры Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения

Пальчиковая гимнастика

Лепка любой геометрической фигуры

Хоровод

Объяснение правил игры Пальчиковая гимнастика

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку

Знак +

Рабочая тетрадь стр. 4 (А)

Второй ряд

Объяснение правил игры Пальчиковая гимнастика

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету

Игровоеупражнение "Расскрасьтрапеции"

Домино

Объяснение правил игры в домино Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр. 4 (Б В). Знак +

Игра с обручами

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами. называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого всекруглые

Сравнение объёмных и плоскостных геометрических фигур.

Декабрь

Танграм и его разновидности Ель

Презентация «Что такое танграм»

Пальчиковая гимнастика

Самостоятельное выполнение"Ракета"

Рабочая тетрадь стр. 13 (Б)

Деление предметов пополам

Кошка

Показ воспитателем выполнения изображения кошки из частей танграма

Пальчиковая гимнастика

Самостоятельное выполнение"Кошка"

Графическийдиктант "Продолжилузор"

Дом

Показ воспитателем выполнения изображения дома из частей танграма Самостоятельное выполнение"Дом"

Прямой и обратный счёт в пределах 10

Решение задач на сложение и вычитание

Листик

Знакомство с игрой,представление нескольких видов изображений Самостоятельное выполнение

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр. 13 (А

Лепкацифры 10

Вьетнамская игра

Знакомство с игрой, представление нескольких видов изображений Самостоятельное выполнение выбранного изображения

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр. 13 (В

Ориентировка в пространстве (право - лево)

Монгольская игра

Знакомство с игрой, представление нескольких видов изображений Самостоятельное выполнение выбранного изображения

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр 14 (А

Графический диктант

Колумбово яйцо

Знакомство с игрой Изображение «Ракета»

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр14 (Б

Сравнениепредметов

Волшебныйкруг

Представление нескольких видов изображений Самостоятельное выполнение выбранного изображения

Пальчиковая гимнастика

Игровое упражнение "Обведи фигуры"

Штриховка

Январь Рисование по клеточкам, графические диктанты Узор 1

Знакомство с рисунками по клеточкам Рассматривания изображений предметов с геометрически узором. (амфоры, вазы.)

Пальчиковая гимнастика

Продолжение узора по клеточкам

(тетрадь в клетку)

Узор 2

Знакомство с рисунками по клеточкам Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Выкладывание геометрических узоров по образцу

Продолжение узора по клеточкам

Узор 3

Знакомство с рисунками по клеточкам

Счет в пределах 10Пальчиковая гимнастика «Четыре братца»

Решение задач на сложение и вычитание

Рабочая тетрадь стр. 7 (А)

Продолжение узора по клеточкам

Конверт

Знакомство с графическими диктантами

Ориентировка на листе бумаги Состав числа 4

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 4

Пальчиковая гимнастика «Баба Фрося»

Рабочая тетрадь стр. 7 (Б)

Графический диктант"Конверт"

Домик

Продолжать знакомство с графическими диктантами Состав числа 5

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 5

Пальчиковая гимнастика

" Пошли пальчики гулять"

Рабочая тетрадь стр. 8 (А)

Графический диктант "Домик"

Ёлка

Рассматривание образца Геометрическая форма Многоугольники Выкладывание по образцу из счетных палочек

Массаж карандашом

Графический диктант"Ель"

Корабль

Понятие - сплошная и пунктирная линия

Рассматривание образца Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Рисование сплошной и пунктирной линии в тетради

Рабочая тетрадь стр. 8 (Б,В

По выбору детей из предложенных изображений

Работа с наборнымполотном

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Выкладывание групп геометрических фигур имеющих и не имеющих углы

Работа с трафаретом (об ведение и штриховка)

Февраль Геоборд Гриб

Знакомство с геобордом Пальчиковая гимнастика

Выкладывание резинками изображения по образцу"Гриб"

Рабочаятетрадьстр 9 (А)

Зонтик

Рассматривание образца Состав числа 6

Пальчиковая гимнастика

Выкладывание резинками изображения по образцу

Рабочая тетрадь стр. 9 (Б)

Приписывание цифры 6 в тетради в клетку

Ёлочка

Рассматривание образца Счёт в пределах 10

Игровое упражнение "Соседи числа"

Выкладывание резинками изображения по образцу

Игровое упражнение "Перенести фигуры на новое место"

Флажок

Рассматривание образца Выкладывание резинками изображения по образцу

Графический узор "Флажок" в тетради в клетку

Рабочаятетрадь стр10 (А

Конфета

Рассматривание образца Выкладывание резинками изображения по образцу

Игровое упражнение "Соедини по точкам"

Рабочаятетрадь стр. 10 (Б

Бантик

Рассматривание образца Сравнение предметов - длинный - короткий

Выкладывание резинками изображения по образцу

Рабочаятетрадь стр10 (В)

Котенок

Рассматривание образца Состав числа 7

Пальчиковая гимнастика

Выкладывание резинками изображения по образцу

Приписываниецифры 7 в тетради

Узоры

Рассматривание образцов

Преобразование геометрических фигур

Выкладывание резинками изображения по замыслу

Игровое упражнение "Соедини по точкам и цифрам"

Март Квадрат Воскобовича Башмачок

Презентация «Игры Воскобовича. Квадрат» Состав числа 8

Пальчиковая гимнастика

Выполнение работы по образцу

Рабочаятетрадь стр11 (А)

Звезда

Рассматривание образца

Повторение - линии Выполнение работы по образцу

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 8

Обведениепопунктирнойлинии

Домик

Рассматривание образца Выполнение работы по образцу

Решение задач

Выкладывание "Домик"из счетных палочек

Графический диктант "Домик"

Ёжик

Рассматривание образца

Пальчиковая гимнастика

Выполнение работы по образцу

Решение задач на сложение и вычитание

Рабочаятетрадь стр11 (Б)

Птица

Рассматривание образца Состав числа 9

Выполнение работы по образцу

Обведение по пунктирной линии

Рабочая тетрадь стр12 (А)

Лодка

Рассматривание образца Повторение знаков =

Пальчиковая гимнастика

Выполнение работы по образцу

Приписываниецифры 9

Рыба

Рассматривание образца Ориентировка а пространстве

Выполнение работы по образцу

Рабочаятетрадь стр12 (В)

Подъёмный кран

Рассматривание образца Выполнение работы по образцу

Пальчиковая гимнастика

Деление квадрата на две части с помощью ножниц

Рабочаятетрадь стр12 (Б)

Апрель

Прописи Волна

Видеоролик «Волны на море» Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Выкладывание ломаной линии из счетных палочек, а волнистой линии из нитки

Графическое упражнение" линии"

Рыбка

Объяснение выполнения задания Пальчиковая гимнастика «Братцы»

Штриховка геометрических фигурРисование по клеткам

Обведи по трафарету

Рассматривание трафаретов Пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять»

Работа с трафаретами

Знак -

Рабочая тетрадь стр5 (А)

1, 2

Развитие математических представлений о числах Изображение животных ладошками

Работа в тетради приписывание цифр в тетради

Знаки =

3, 4

Развитие математических представлений о числах Пальчиковая игра «Лодочка»

Состав чисел 3-4

Работа с наборным полотном

выкладывание узоров из счетных палочек

Рабочая тетрадьстр6 (АБ

Запись цифр в прописях

5, 6

Развитие математических представлений о числах Массаж карандашом, графическое упражнение «Дорожки»

Состав чисел 5-6 Счёт в пределах 6

Прописывание цифр 5-6 в прописях

7, 8

Развитие математических представлений о числах Пальчиковая гимнастика «Строим дом», графическое упражнение «Дорожки»

Рабочая тетрадь стр 5 (Б) стр. 6 (В)

Запись цифр в прописях

Дорисуй

Рассматривание отражения предметов в зеркале Пальчиковая гимнастика "Помощник"

Состав числа 9

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 9

графическое упражнение «Дорисуй узор»

Зеркальное отображение рисунка по клеткам

Май Раскраска по номерам, игры-ходилки По волнам плывёт корабль

Беседа о связи цифр и цветов в данном виде раскрасок Рассматривание изображений предметов из геометрических фигур

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр15 (А)

Раскраска по номерам

Подводный мир

Выставка игр-ходилок, рассматривания кубика с точками

Повторениечасть - целое Игра-ходилка

Пальчиковая гимнастика

Раскрашивание простого узора по номерам.

Мишка

Повторениезнаков + - = Решение задач на сложение и вычитание в пределах 9

Пальчиковая гимнастика

Раскраска по номерам

Сказочная страна

Повторение "линии"- прямая, ломаная, волнистая, сплошная, пунктирная.

Пальчиковая гимнастика

Рабочая тетрадь стр15 (Б)

Игра-ходилка

Слон

Знакомство с монетами и их значением Рассматривания монет

Рабочая тетрадь стр15 (В)

Раскраска по номерам

Гуси-лебеди

Рассматриваниеиллюстраций к сказке Прямой и обратный счёт в пределах 10

Состав числа 10

Графический диктант

Игра-ходилка

Аквариум

Беседа об аквариуме Знакомство со счётом до 100 с помощью десятков

Рабочая тетрадь стр 16 (А)

Раскраска по номерам"Аквариум "

Математический праздник

Разучивание стихотворений о математике Развлечение «Чему мы научились»

4. Методическое обеспечение

4.1. Материально-техническое обеспечение

- столы;

- стулья;

- тетради;

- ручки;

- фломастеры;

- прописи;

- танграм;

- вьетнамская игра;

- монгольская игра;

- Колумбово яйцо;

- геоборд;

- счётные палочки;

- квадрат Воскобовича;

- блоки Дьенеша;

- раскраски по номерам;

- игры-ходилки.

4.2. Список используемой литературы

1. КолесниковаЕ. В. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр,-М2007г

2. Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г.

3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.

4. Венгер А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.

5. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.

6. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.

7. Носова В. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.

8. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие из фетра для детей 3–5 лет «Занимательная математика»Дидактическое пособие из фетра для детей 3–5 лет «Занимательная математика» Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования элементарных.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет «Занимательная математика»
Опубликовано: 27 октября 2024 в 15:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–6 лет «Занимательная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Череватая Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД