Гиляна Болдырева
Этнокультурные технологии и условия их применения в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурные технологии и условия их применения в образовательном процессе
Этнокультурные технологии в сфере образования представляют собой многогранный и трудоемкий педагогический процесс, основанный на концепциях народной педагогики, этнопсихологии, культурологии, философии, социальной деятельности и ряда иных пограничных отраслей науки. Данные технологии в своей основе содержат этнокультурный образовательный элемент. Он является важной структурной составляющей профессиональной деятельности специалистов-педагогов.
Публикация «Этнокультурные технологии и условия их применения в образовательном процессе» размещена в разделах
Этнопедагогические технологии характеризуются наличием обширного, глубокого содержания, представляющего богатство и разнообразие национальной, народной культуры, этнические особенности региона, жизненный уклад, традиции, обычаи, социальные нормы поведения, нравственные ценности и цели. Применение таких технологий в учебно-воспитательной работе позволяет специалистам строить диалоги и полилоги с представителями других культур и вероисповеданий. Протекание этнопедагогической технологии имеет ступенчатый характер и на каждой стадии протекания технологического процесса ставится своя конкретная цель и задачи, определяются формы и методы прохождения учебного процесса, осуществляется выбор педагогического и дидактического инструментария.
Практика применения этнопедагогических технологий в учебно-воспитательной деятельности предполагает создание особых юридических, экономических, управленческих и организационных условий, требуемых для ознакомления и просвещения всех участников образовательного процесса к историческому наследию, активному участию в возрождении духовных ценностей и культурных особенностей развития конкретного региона, района, города. Это насыщает образовательную программу и позволяет сменить традиционные методики обучения на современные технологии, путем проведения учебных занятий в мини-музеях и проведение мастер-классов по различным направлениям. Участники образовательного процесса должны получить конструктивное взаимодействие, для чего требуется создать максимально комфортную обстановку и условия протекания педагогической деятельности.
Внедрение этнокультурных технологий в процесс образования базируется на объединении достижений социального и культурного опыта, педагогической науки и практики, синтезе традиционных методик и инновационных технологий протекания учебно-воспитательной деятельности. Важно, учитывать текущий этап общественного развития и внедрять прогрессивные достижения науки и техники в педагогическую практику. Педагоги должны осваивать новые деятельностные и творческие подходы к построению взаимодействия между участниками образовательной системы, между педагогом и воспитанниками.
Деятельностно-творческий подход в обучении базируется на:
Постановке цели – требуется сформировать навыки нормальных, толерантных взаимоотношений с представителями другой национальности и уважения иных культурных и этнических ценностей.
Выборе методов – это могут быть диалоги, игры, беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы.
Выборе средств – проведение анализа проблемных вопросов, дидактических игр, ролевых занятий и применение проектных технологий.
Требуемом результате – формирование у участников учебно-воспитательной работы способностей к построению позитивных межнациональных взаимоотношений, предотвращения и разрешения этнических конфликтов.
Организации оптимальных условий протекания учебного процесса – привлечение родителей, бабушек и дедушек в практику мультикультурного направления, проведение занятий творческой направленности.
Этнокультурные технологии используются во всех современных формах организации образовательного процесса, как игровые и практические направления занятий.
Это могут быть:
практические обряды,
проведение специальных этнокультурных дней, концертов, праздников, дней этнопедагогики,
теле и радио репортажи по направлению этнокультурного творчества и развития,
ролевые и деловые ринги, заседания клуба знатоков этнопедагогики, различные олимпиады и открытые этнопедагогические уроки.
Классификация этнокультурных образовательных технологий
Технологии этнокультурной ориентации, применяемые в образовательном процессе характеризуются широким многообразием. Их можно классифицировать по различным основаниям. Исходя из содержания этнокультурные технологии делятся по нескольким основным направлениям, выступающим отражением разнообразных аспектов образовательной деятельности.
Этнокультурные образовательные технологии классифицируются по следующим группам:
Технологии изучения национального костюма.
Целью технологии является приобщение дошкольников к истории национальной культуры. На занятиях мы знакомим с историей калмыцкого национального костюма, с особенностями его внешнего вида, особенностями калмыцкого орнамента, вышивки; учим детей сравнивать, описывать, делать выводы; закрепляем с детьми названия калмыцкой одежды; способствуем развитию калмыцкой речи;
Воспитывать интерес и уважение к калмыцкому народу, его самобытности. Воспитывать желание изображать калмыцкий орнамент на листе бумаги в виде платья.
Технологии изучения музыкальной культуры
Цель - ознакомление детей с жанрами калмыцкой народной песни. На примере калмыцких народных песен, раскрываем векторную направленность их образного содержания, приобщаем детей к калмыцкой музыкальной культуре, знакомим с жанром калмыцкой песни, закрепляем инструментально-исполнительские навыки, воспитываем духовно-нравственных и патриотических качества: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.
Технологии изучения национальной символики
В процессе обучения закрепляем и обобщаем знания детей о государственных символах России, знакомим с символикой Калмыкии,
воспитываем патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к флагу, гербу и гимну, развиваем интерес к людям другой национальности, в группах расположены уголки малой Родины. В них имеются: дидактические игры, пазлы, альбомы для рассматривания, открытки, иллюстрации с изображением растений и животных Калмыкии, фотографии с видом родного города, сборники стихов калмыцких поэтов.
Технологии изучения национальной кухни
На занятиях воспитываем у дошкольников интерес к народным традициям, к народному быту,знакомим детей с историей возникновения калмыцкого чая традициями чаепития, процессом приготовления джомбы и борцогов, формируем у детей потребность получать новые знания об истории калмыцкого быта,поддерживаем у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности.
Технологии обучения фольклору
Приобщаем детей к народным традициям и обычаям, калмыцкому фольклору, знакомим с малыми формами фольклора. Для улучшения усвоения материала, для привития интереса у детей в ходе занятий и бесед используются художественные произведения калмыцких поэтов, сказки, загадки.
Технологии обучения прохождения праздников, обрядов
Формируем интерес детей и их родителей к традиционной калмыцкой культуре и уважение к прошлому. Знакомим со старинными калмыцкими традициями и обрядами. Дети активно участвуют в народных праздниках.
Технологии обучения декоративно-прикладному искусству
Знакомим детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (бешмет,махла,бус).
Особое внимание уделяем орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству.
Одновременно готовим наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке.