мартынова ирина
Эстетическое воспитание старших дошкольников на основе ознакомления с русскими народными праздниками
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. Как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Публикация «Эстетическое воспитание старших дошкольников на основе ознакомления с русскими народными праздниками» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного.» : в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой, любит гулять с родителями по родному городу и любоваться архитектурой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В. Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию, с обязательным включением изучения с русскими народными праздниками.
Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с русскими народными праздниками.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников.
2) Раскрыть значение русских народных праздников в эстетическом воспитании старших дошкольников.
3) Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью дошкольников;
-опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с русскими народными праздниками.
Педагогам необходимо знать особенности эстетического воспитания :
- рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
- эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т. к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.
Задачи эстетического воспитания по программе :
1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т. е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. воспитывать эстетику поведения.
3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т. д.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отноше-ний, суждений, оценок, практических действий:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практиче-ским действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной от-зывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окру-жающем мире.
В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Срок работы на 3года.