Либман Ольга
Эмоциональный интеллект ребенка и его развитие средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Вся наша жизнь — непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях.
Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями : не подавлять их, а дружить с ними. Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели.
Публикация «Эмоциональный интеллект ребенка и его развитие средствами музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать, выражать и регулировать собственные эмоции.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше взаимодействуют с окружающими и добиваются больших успехов в жизни. Высокий ЭИ считается главным навыком выживания с первобытных времен – благодаря ему человек быстро адаптируется в критической ситуации, умеет договариваться с людьми, располагать к себе.
ЭИ условно делят на 4 компонента:
- восприятие – способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, жестам, мимике и тд
- понимание – установление причинно-следственной связи между эмоцией и событием, вызывающим ее
- управление – умение контролировать собственные эмоции, а также использовать чужие эмоции для достижения определенных целей
- стимулирование мышления – способность направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спортивные достижения и др.)
Все 4 компонента ЭИ в той или иной степени регулярно проявляются у ребенка уже с 3-летнего возраста. Детей не зря называют маленькими психологами и манипуляторами – они чувствуют «слабые» места родителей и умело давят на них, выпрашивая сладкое, новую игрушку… это и есть ЭИ ребенка.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Развитию эмоционального интеллекта способствуют все виды детской деятельности.
Работа по развитию эмоционального интеллекта у детей в ДОУ проводится в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду, как в режимных моментах, так и в образовательной деятельности. И воспитатели, и специалисты детского сада должны совместно «делать общее дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу.
Музыкальное искусство, одно из первых, наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка. И это делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка дошкольника.
Задача музыкального руководителя в детском саду - приобщать детей к тому, чтобы они проникались эмоциональным содержанием музыки.
Расширить границы интеллектуальных возможностей ребенка можно через музыкальную деятельность, используя современные практики творческого музицирования, театрализованную деятельность, музыкально-дидактические и коммуникативные игры. Это позволит развить эмоциональный интеллект, повысит коммуникативные навыки ребенка, научит дружбе; позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них; позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.
Очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей в течении всего времени пребывания ребенка в доу.
Сделаем вывод, что развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста будет успешным лишь при условии того, что педагоги детского сада будут проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта своих воспитанников в процессе восприятия музыки.