Светлана Зонова
Логопедическое занятие «Эмоции, речь, движение. Зима» о мотивам русской народной сказки «Морозко»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ №9 СКАЗКА «МОРОЗКО»
(по мотивам русской народной сказки)
Зима
Оборудование: картинки героев сказки на фланелевой основе, фланелеграф, шапочка – снежная баба.
Логопед : Сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте, подумайте и отгадайте.
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла
И пропала.
(Снежинка)
- В какое время года бывает снег? Давайте покажем, что еще происходит зимой.
1. Упражнение «Зима».
Публикация «Логопедическое занятие „Эмоции, речь, движение, Зима“ о мотивам русской народной сказки „Морозко“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- «Морозко». Русская народная сказка
- Темочки
Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом, развивать внимание, обучать выразительным движениям.
Логопед читает текст, дети выполняют движения.
Солнце светит, Руки с разведенными пальцами поднять вверх;
но не греет. греются;
Идет снег. движение вытянутыми руками вверх-вниз;
Ночи стали длиннее, развести руки в стороны;
а дни короче. постепенно свести руки;
Реки и озера волнообразные движения руками;
покрылись льдом. погладить внешние стороны кистей рук;
Люди надели шубы, движения по тексту.
теплую обувь, шапки
и рукавицы.
Наступила холодная зима.
2. Песня о зиме по выбору педагога.
Логопед : Сейчас мы отправимся в гости к одной зимней сказке, которая называется «Морозко». Согласны? Тогда пошли.
3. Динамическое упражнение «Различные виды ходьбы»
Цель: обучать различным видам ходьбы в соответствии с характером музыки, развивать внимание.
По команде логопеда : «Идет снег», легкий бег на носках;
«Кружатся снежинки», бег с кружением;
«Холодно», бег с высоким подниманием колен с
одновременным похлопыванием себя руками по бедрам.
4. Упражнение психогимнастики «Холодно».
Цель: обучать выразительным движениям, развивать воображение.
Дети показывают как холодно зимой, «стряхивают» снег со штанов, курток, шапок, обуви.
Логопед : Однажды холодной зимой произошло вот что. Жил в одной
деревне мужик с дочерью. Жена у него умерла, и он привел в дом мачеху.
У мачехи была своя дочка. Невзлюбила мачеха падчерицу, всю грязную работу на нее взвалила, а свою дочь пестовала, рано не будила, вкусно кормила. (При необходимости логопед объясняет значение слов мачеха, падчерица, пестовала).
Проснется мачехина дочка на печи, вставать не спешит, потягивается. Давайте покажем как.
5. Русская народная пестушка «Потягунюшки». Выполняется сидя. (смотри занятие №5)
Логопед : А на столе уже самовар стоит и блины с пылу с жару.
6. Пальчиковая гимнастика «Блины» (смотри занятие №4)
Логопед : Мачехина дочка блинов наелась и побежала с подружками снеговика делать.
7. Самомассаж «Снеговик». Слова В. Степанова.
Раз – рука, два – рука. Вытягивают по очереди руки вперед;
Лепим мы снеговика. «Лепят» снежки;
Три-четыре, три-четыре, массируют щеки от уголков рта к
Нарисуем рот пошире. ушам;
Пять – найдем морковь для носа, растирают кулачками крылья носа;
Угольки найдем для глаз, Проводят указательными пальцами по
бровям;
Шесть – наденем шляпу косо, ладони поставить козырьком ко лбу и
растирать лоб.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь - гладят ладонями колени ;
Мы сплясать его попросим. Делают пружинку под веселую
музыку.
Логопед : А дедова дочка весь день работает, а мачехе угодить не может. Вот уже и воды наносила, и тесто замесила, за дровами пошла. Поможем девочке?
8. Упражнение на дыхание «Рубим дрова».
Глубокий вдох носом - руки ладонями друг к другу поднять вверх.
Выдох ртом со словами : «Ух!» - руки вниз («рубим»). Выполнять 5 раз.
Дети «вытирают пот» со словами: «Ох! Устали!», мимикой показывая состояние усталости.
Логопед : Вся работа в доме переделана, а мачеха все недовольна. Велела мужику увезти падчерицу в лес и оставить одну под высокой елью. Опечалился мужик, но ослушаться жену не посмел. Отвез в лес, под ель посадил, заплакал и уехал. Холодно девушке, страшно в лесу, кушать хочется. Снежок слепила, пробует… не вкусный (дети передают состояние девушки)
9. Музыкальное упражнение «Игра в снежки». Муз. М. Гоголевой.
Цель: развивать умение сочетать движения с речью под музыку, зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.
Дети стоят в кругу
Раз, два, три, четыре. Хлопки в ладоши;
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят» снежки.
Круглый, крепкий, очень гладкий Круговым движением гладят правой
ладонью
левую.
И совсем, совсем несладкий. «Пробуют», качая головой;
Раз – бросим, Хлопок в ладоши, руки вверх;
Два – поймаем, Хлопок в ладоши, обхватить себя руками;
Три – уроним и Хлопок в ладоши, руки вниз;
Сломаем. Топают ногами.
Логопед : Вдруг ветки затрещали, испугалась девушка (дети передают эмоциональное состояние страха, подумала: «Медведь-шатун! Сейчас он меня съест!»
10. Музыкальное упражнение «Про медведя». Слова К. Некрасовой
Музыка Д. Кабалевского
Цель: учить подражать повадкам животных, сочетать движение с речью под музыку.
Ходит по лесу медведь, Дети изображают, как ходит медведь;
Хочет сесть и посидеть.
Где такое место есть, спрашивают, разводя руками;
Чтобы мог медведь присесть? Высматривают из-под руки место;
То высок пенек, показывают высокий пень –на уровне груди;
То торчит сучок, правую руку сжимают в кулак, большой палец
поднимают
То мокрый мох, разводят руками, тяжело вздыхают;
То мох пересох! Ох!
То низкий пень, показывают низкий пень, нагнувшись;
То густая тень, разводят руки в стороны и смотрят вверх;
То узкий ров, держат ладони параллельно друг другу;
То гнездо муравьев. Показывают руками холмик;
То кричит сорока, Раскрывать и закрывать пальцы сомкнутых
ладоней;
То колючки с боку, руки согнуты в локтях, пальцы разведены;
То кустарники, руки согнуты в локтях, ладони изображают
кусты,
То речка - Волнообразные движения руками.
Нет свободного местечка. Качают головой, обхватив ее руками.
Это сказка о медведе, показывают, как ходит медведь.
О медведе-привереде.
Логопед : Глядь, а это Морозко из лесу выходит (дети передают состояние удивления) и спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»
Девушке холодно (дети передают состояние холода, но она отвечает: «Тепло, дедушка!»
Решил Морозко холоду напустить, подул морозцем на девушку.
11. Упражнение на дыхание.
Цель: учить вырабатывать длительную воздушную струю, передавать различные эмоциональные состояния.
Глубокий вдох носом, длительный выдох ртом, губы трубочкой. Выполняется 5 раз.
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? – Спрашивает Морозко.
Девушке холодно (дети передают состояния холода, но она отвечает: «Тепло, дедушка!»
Пожалел Морозко девушку, ослабил мороз, укрыл ее шубой теплой, целый короб подарков дал, в сани посадил и домой отправил. Едет девушка по лесу, а вокруг снежинки хоровод водят.
12. Музыкальное упражнение «Снежинка» Музыка М. Гоголевой.
Цель: учить говорить и двигаться с соответствии с характером музыки, передавать эмоциональное состояние высказывания.
Кружатся снежинки Дети кружатся на носочках;
В воздухе морозном.
Падают на землю медленно приседают,
Кружевные звезды. Показывают руками плавное падение
снежинки;
Вот одна упала встают и ловят снежинку;
На мою ладошку.
Ой! Не тай снежинка! Бережно прикрывают снежинку
Подожди немножко. На ладони другой ладошкой.
Логопед : Увидела мачеха падчерицу, обзавидовалась! (Дети передают эмоциональное состояние зависти). Приказала мужику и свою дочку в лес отвезти да под той же елью оставить. Сидит мачехина дочка под елью, зубами от холода стучит. Решила погреться.
13. Музыкальное упражнение «Мы ногами топ-топ» Музыка М. Гоголевой (смотри занятие №4).
Логопед : Давайте и мы поиграем, ребята.
14. Русская народная игра «Снежная баба».
Дети встают в круг. В центре - ребенок, изображающий снежную бабу.
Мы слепили это чудо Имитируют лепку снежков
В пять минут,
Мы слепили это чудо
В пять минут.
Как зовут такое чудо. Пожимают плечами;
Как зовут?
( Говорком:)
- Снежная баба!
К снежной бабе Сужают круг, подходя к снежной Близко-близко подойдем, бабе;
Снежной бабе
Низкий-низкий
Наш поклон: кланяются;
Мы над бабой посмеемся: расширяют круг, отходя назад от
снежной бабы и показывая на нее
«Ха-ха-ха! рукой;
Хороша ты, наша баба, качают головой;
Хороша!»
(Говорком.) – Раз, два, три!
Ты нас, баба, догони!
Дети три раза хлопают в ладоши и убегают от снежной бабы.
Логопед : Как ни старалась мачехина дочка согреться, ничего не получилось. Дрожит от холода. А тут из чащи Морозко выходит. Спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?» Мачехина дочка от злости чуть не лопнула (дети передают эмоциональное состояние мимикой) : «Ты что, старый, белены объелся? Я совсем замерзла!». Рассердился Морозко на такие слова. Посадил мачехину дочку в худые сани, запряг их парой свиней и домой отправил. А вы, ребята, как думаете, почему? (Ответы детей).