Алена Еремкина
Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников
Что такое арифметика, знает каждый. Но что такое ментальная арифметика? Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
Публикация «Элементы ментальной арифметики в образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к каким-либо наукам. Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России. Наибольший результат дает изучение ментальной арифметикой в возрасте от 4 до 16 лет. Это обусловлено биологическими возможностями организма воспринимать новую информацию. Но изучение ментальной арифметике в старшем дошкольном возрасте дает еще больший эффект! За счет упражнений восстанавливается моторика рук и повышается нейропластичность мозга.
В основе программы ментальной арифметики лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана. По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там дети учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная.
С помощью ментальной арифметики деткам (особенно дошкольного возраста) проще познакомиться и запомнить цифры. Но: гениев из ваших детей эта методика не сделает, сколько бы вы ни занимались ею! Таким образом, ментальная арифметика – это не обучение быстрому счету, а тренировка мозга, подготовка его к решению жизненных задач, раскрытие потенциала малыша и пропуск к большим успехам.
Главными задачами ментальной арифметики являются :
-развитие творческих способностей.
-убирает рассеянность и невнимательность.
-развивает визуально-пространственного мышление.
-тренирует память (в том числе и зрительную).
- развивает нематематические навыки.
Развитие креативности у детей – одна из целей процесса воспитания. Сначала мы с детьми выполняли вычисления на специальных счетах – абакусе. Позже начали считать в уме, мысленно представляя счеты. Примеры последовательно усложняются, а скорость их выполнения увеличивается. Таким образом, параллельно работают оба полушария головного мозга: и «логическое» левое, и «творческое» правое. Занятия развивают воображение, то есть способность детально представлять объекты и производить с ними различные манипуляции. У детей появляются такие качества, как умение грамотно и полно излагать свои мысли, подмечать детали, выстраивать логические цепочки и выявлять закономерности, видеть последствия событий и действий. Иными словами, занятия ментальной арифметикой стимулируют все составляющие креативности. Развитие креативности дошкольников очень важно. Ведь креативное мышление необходимо не только людям, которые занимаются творчеством. Нестандартный подход к решению задач необходим буквально во всех сферах жизни. Кроме обучения счё та на абакусе в своей практике я использую различные упражнения:
«Ментальная раскраска» -Чтобы узнать, что спряталось в этой раскраске, нужно закрасить фрагменты рисунка нужным цветом и сложить гармошкой).
Рисование двумя руками- одновременное движение обеих рук активируют сразу оба полушария.
Способность ребенка погрузиться целиком в познавательный процесс, направить все свои мысли и настроить восприятие на усвоение темы, называется вниманием. У маленьких детей в дошкольном возрасте пока не развито такое осознанное качество. Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.
В своей работе я провожу занятия в игровой форме. Так же создаю важные условия для развития внимания у детей:
-физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.
Игра «Встаньте/сядьте»
Прежде чем задать детям задачу, предложите им встать, если ответ будет больше определенного числа, и сесть, если меньше. Например, дети должны встать, если ответ больше 8, и сесть, если ответ меньше. После этого озвучьте задачу: 12 – 6. Если дети правильно решают задачи несколько раз подряд, вы можете усложнять примеры. Меняйте число, которое является точкой отсчета.
Упражнение «Ритмы» направлено на переключение. Смысл упражнения заключается в ритмичной смене любых движений рук. Вы меняете карточки, а ребенок должен выполнить то, что выполнено на карточке. Сначала медленно, а затем ускоряемся.
Кинезиологические упражнения, улучшают мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует –ухо – нос – хлопок»);
-развивает моторику и тактильные ощущения. («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь»).
-развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания).
Пример игра «Найди закономерность», такие игры развивают умение выделить закономерности в последовательном ряде.
1. Внимательно смотрим на элементы, в нашем случае –косточки.
2. Сравниваем косточки
3. Определяем правило закономерности.
Достоинство этой методики в том, что работа с цифрами, числами способствует комплексной тренировке внимания:
-максимальная концентрация на задаче;
-моментальная обработка больших объемов информации;
-способность к быстрому переключению с одной задачи на другую;
-развитие внимания в сочетании с развитием других мыслительных функций мозга.
С раннего возраста у ребёнка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности. Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет.
На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения. Воспитатель должен знать, как развить пространственное мышление у ребенка. В этом мне помогают специальные игры и упражнения. Мы играем в игры, где нужно найти лишний предмет, играем в прятки или прячем игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её, используем настольные игры, шахматы, конструкторы, оригами. Дети с 5 до 7 лет уже могут самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление.
Игра «Лабиринты», способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать.
Головоломки- («Танграм», «Дорисуй домик», «Волшебное дерево») и т. д.
Память- способность получать, хранить и воспроизводить информацию. Плохая память у малышей бывает редко, она недостаточно развита. Развивать память у малышей нужно с раннего детства, в начале это жесты, мимика, затем фразы, запоминание происходит непроизвольно, воспоминание развивается в игре, когда происходит эмоциональная вовлеченность ребёнка в процесс.
На занятиях детвору обучают ментальному счету, который производится в уме. Дети начинает считать на воображаемых счётах. Дети представляют абакус и мысленно передвигают косточки на счётах, не просто передвигают косточки, а думают, сколько косточек убрать или добавить, на каком ряду. При ментальном счёте дети постоянно концентрируют внимание и запоминают какое новое число получилось при решении примеров. На занятиях ребята учатся преобразовывать число в зрительный образ. У детей развивается зрительная память.
В своих занятиях по ментальной арифметике я использую много дополнительных заданий:
1. Устные диктанты;
2. Скоропись;
3. Запоминание: слов, карточек с картинками, графических узоров, флеш-карт, примеров при онлайн-счёте.
Предмет ментальной арифметики и основные упражнения в своей основе содержат арифметику, тем не менее, занятия развивают очень полезные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, общению среди сверстников, выдавать готовый результат и многое другое. Дети становятся увереннее в своих достижениях, снимают психологическое напряжение. Сама методика построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, в отличие от стандартного процесса получения знаний, который вызывает у детей скуку и раздражение. Кроме необычных заданий существуют множество занимательных упражнений, которые ребенок выполняет с радостью. Самое главное, что вся программа построена в интересах ребенка, сохраняя при этом педагогические принципы развития личности. Дети не просто становятся увереннее в своих знаниях, они приобретают привычку быть успешными, что позволит в будущем добиться высоких результатов!