Галина Грабина
Экспресс-обследование детей средней группы 4–5 летнего возраста с проблемами речевого развития по методике Филичевой Т. Б
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексика –грамматического недоразвития речи нуждающихся в логопедической помощи.
Оборудование: Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка; разрезные картинки (на каждого ребенка); карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка); игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка); Игра «Классификация». Предметные картинки из пособия Т. Б. Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка). Сюжетные картинки, картинки для обследования звукопроизношения «слоговая структура слова» .
Публикация «Экспресс-обследование детей средней группы 4–5 летнего возраста с проблемами речевого развития по методике Филичевой Т, Б» размещена в разделах
- Лето
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Ход ОБСЛЕДОВАНИЯ
I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
Знание своего имени и фамилии. Знание состава семьи. Исследование зрительного восприятия: Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник). Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки из 2-х частей; из 4-х частей.
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ( основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Игра «4-й лишний»;
III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
1) Обобщение: Овощи – фрукты. Игрушки. Посуда. Одежда – обувь. Мебель.
2) Предикативный словарь (глагольный словарь) : Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут) 3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам) : Красный мяч Синий шар. Желтое ведро 4) Употребление предложно – падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? В корзине) Где летает бабочка? (над цветком) Где спряталась мышка? (под грибком)
VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) Кувшин – кувшинчик Стакан — стаканчик Звезда — звёздочка Цветок – цветочек Стул – стульчик Шапка – шапочка 2) Образование множественного числа существительных Замок – замки Шляпы – шляпы Катушка – катушки Паук – пауки Конфеты – конфеты Лошадь – лошади Гусеница – гусеницы Птенец – птенцы 3) Образование названий детенышей животных У кошки – котенок У лисы — лисенок У медведя – У козы – У волка – У собаки – У ежа – 4) Предложно – падежные конструкции. Вопрос: Где лежит? Где стоит?
V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ. (счёт и счётные операции) Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число; Показать круг с одинаковым количеством предметов.
VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
1) Изолированные слова: кот вода стук мост спина банка фантик тропинка 2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым: мотоциклист велосипедист перекресток грузовик светофор автобусная остановка
VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша. 1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним: ауио оуиа па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок
VIII. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й
Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Речевой материал
ба-па
да-та
га-ка
да-та-да
га-ка-га
за-жа
мишка – мышка
бочка – почка
лук-люк
трава – дрова
крыса – крыша
жар-шар
коса – коза
рожки-ложки
Параметры изучения Параметры изучения
Мимические движения
( под счет: 5 раз) Речевой выдох : достаточный, укороченный, речь на вдох Поднять брови
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком Нахмурить брови
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия Прищурить глаза
Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки Надуть-втянуть щеки
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы
Улыбка-трубочка
Оскал
Вибрация – «тпру»
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют Качественная
характеристика
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания Широкий удержание «лопаткой»
Узкий удержание 5 сек «жало»
Узкий: влево-вправо
Широкий: вверх-вниз
Кончиком обвести губы
«Цоканье»
Речевой материал
пуговица
кукуруза
гусеница
самокаты
милиционер
велосипед
сковорода
телевизор
Мальчики слепили снеговика
Водопроводчик чинит водопровод
На перекрестке стоит регулировщик
Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений,
ведущая рука, амбидекстр)
Параметры изучения
Покажи ушки (2 – 3 пальчика) правая
левая
обе
Покажи рожки (2 – 5 пальчиков) правая
левая
обе
Сложи кольцо
1-2,3,4,5 правая
левая
обе
«Игра на рояле» правая
левая
обе
Кулак, ребро, ладонь правая
левая