Наталья Радайкина
Экспериментирование в художественном творчестве детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в художественном творчестве детей дошкольного возраста
На сегодняшний день ФГОС определил познавательно-исследовательскую деятельность как один из приоритетных видов детской деятельности. Главное достоинство метода
экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления
о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти
ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
Публикация «Экспериментирование в художественном творчестве детей дошкольного возраста» размещена в разделах
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции.
Экспериментирование возможно и при реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Если творчество, в широком смысле слова, процесс создания нового, то художественное экспериментирование это работа с различными материалами, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах. Дети свободны в выборе средств изображения, безбоязненно экспериментируют, изучая все возможности использования различных материалов и инструментов, что помогает не допустить однообразия и скуки. На НОД по рисованию в средней и старшей группах можно поставить решить такую проблемную задачу, например, как изобразить оперение утенка, выбирая в процессе экспериментирования приемы графического изображения: рисование по сырому, на натертой воском бумаге или тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, рисование штрихом. Создав иную ситуацию, волны моря нарисовать старыми зубными щетками, лучи солнца ватными палочками и т. д. В доизобразительный период деятельности дети раннего возраста знакомятся с графическими материалами и инструментами (карандашом, фломастером, их увлекают ритмичные действия с ними. Рисуя каракули, ребята находят в них какой-либо ассоциативный образ, который словесно обозначают. В младшем дошкольном возрасте ребята увлеченно рисуют пальчиками, ладошкой, так же может подойти набрызгивание (например капли дождя). В более старшем возрасте кляксография, граттаж и д. р.
Детские экспериментирования не ограничиваются рамками рисования, дошкольники с удовольствием вводят реальные детали в лепные изображения (Хвою сосны в лепке ежика, бусинки-глаза у человека, кусочек газеты в композицию «Папа в кресле читает газету»). Для увеличения возможностей творческого самовыражения детьми педагог может заранее собрать мелкий бросовый материал и использовать его в лепных работах (фантики, кусочки ткани, пробки, мишуру, елочный дождь, коробки и вкладыши из- под конфет). На занятии лепкой предложить детям этот нетрадиционный дополнительный материал, который они включают в свои работы, делая их тем самым более выразительными.
Аппликационные работы также представляют для детей большие возможности для экспериментирования с материалами и способами их присоединения к фону. Предварительно можно познакомить детей с техникой «объемной аппликации», когда приклеивается не вся деталь, а только ее часть (середина, верхний или нижний край, продольная половина, сближаются края детали или приклеивается полоска на ребро, либо применяется способ продавливания бумаги.
В своих исследованиях дети используют не только цветную бумагу, но и газетную, фантики, вырезки из журналов. Большой интерес у дошкольников вызывает наклеивание мятой бумаги, создание из нее объемных композиций, передачи фактуры предмета (например, животного). В свободном экспериментировании с материалами дети обнаруживают ассоциативный образ и впоследствии приходят к пониманию того, что такую технику можно применять при создании определенных изобразительно-выразительных образов-типов (оперения любой птицы, лепестков цветка, иголок у ежика). Одним из условий успешного выполнения задания - его интересное содержание (занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент, который служит основой совместного эмоционального переживания. Разнообразные новые формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность.
Интересный вариант - введение в композицию нарисованной работы объемных элементов с помощью приклеивания или пришивания (одежда у людей из кусочков ткани, плетеная из соломки корзинка). Следует помнить, что нужно предоставлять детям максимально разнообразный материал в свободное пользование. Это могут быть не только традиционные изобразительные материалы, но и вариативные, которые можно использовать в аппликационных и коллажных работах (кусочки ткани, кожи, поролон, пуговицы и др).
Работа с засушенными растениями развивает эстетическое восприятие детей, они учатся видеть в форме листа определенный предмет или его часть (шляпку у барышни, парус у лодки). Такие занятия способствуют развитию более внимательного отношения дошкольников к эстетическим свойствам и совершенству природных форм, которые используются в естественном виде в аппликационных работах.
Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд. Ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) – «цветные мячики» (модульная техника) ; «миски для трех медведей» (техника папье-маше, «пестрый коврик» (из полосок в технике «плетения») ; «нарядные бусы и браслеты» (прочные нити или мягкая проволока, ягоды рябины, шиповника, желуди). Любимые игрушки своими руками (куколки изготовленные бесшовным способом, сворачиванием, скручивание, завязывание).
Важно не только экспериментировать, но и проводить опытно – исследовательскую деятельность с художественными материалами и инструментами, особенно нетрадиционными и желательно до начала работы с ними. Так простой фломастер или карандаш может очень много о себе «рассказать», а акварель и гуашь по разному «ведут себя» попадая в стакан с водой. Для обучения детей создания различных цветов из основных можно поставить такую задачу, например как закрасить шубку зайчику в голубой цвет имея только синий и белый. Далее можно усложнять с цветом и предложить создать фиолетовый, сиреневый и другие.
Экспериментирование в художественном творчестве можно проводить не только в группе, но и на улице. Очень занимательное занятие для детей в зимний период – рисование на снегу красками и отличный способ пробудить в ребенке интерес к творчеству, заметить и развить настоящий талант. В летнее время это рисование на песке палочками, водой или же песком на гладкой поверхности. Так же можно прямо на участке создавать коллективные аппликации и поделки из природного материала.
В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивает детскую любознательность. У ребенка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру.
Такие качества необходимы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы и не только в изобразительной и других видах деятельности, но и для становления творческой личности в целом.
Хотелось бы закончить словами Сухомлинского: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира».