Наталья Бубнова
Требования ФГОС «Экспериментирование в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Публикация «Требования ФГОС „Экспериментирование в детском саду“» размещена в разделах
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Экспериментирование в организованной деятельности
В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы»
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
свойств песка, глины и камня;
свойств воды в ее различных состояниях;
температуры.
В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.
Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
взвешивание тяжелых и легких материалов;
измерение длины с помощью мерок;
наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
изучение смешивания цветов.
Структура игры-эксперимента в организованной деятельности
В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:
постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
выдвижение детьми предположений;
проверка гипотез;
фиксация результатов и подведение итогов;
обсуждение работы.
Экспериментирование в свободной деятельности
Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:
наборы для опытов с инструкциями-картинками;
игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
писчие принадлежности для фиксации результатов.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду
Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.
Экология:
строение растений;
условия, необходимые для жизни растений;
размножение растений;
опыты в огороде и цветнике;
опытническая деятельность по сезонам;
исследование животных.
Исследовательская деятельность о человеке:
строение человека;
физиология;
гигиена.
Физические опыты в детском саду :
движение;
измерение;
магнетизм.
вещества и материалы;
свет и цвет;
звук.
Опыты на кухне.
Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.