МААМ-картинки

Экспериментирование как форма проведения познавательно-исследовательской деятельности младшего дошкольного возраста

Татьяна Тюрина
Экспериментирование как форма проведения познавательно-исследовательской деятельности младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс для воспитателей

Тема: «Экспериментирование, как форма проведения познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Тема моего мастер класса: «Экспериментирование, как форма проведения познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Публикация «Экспериментирование как форма проведения познавательно-исследовательской деятельности младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель мастер-класса: Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Исследовательская поисковая активность – естественное состояние

ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное,

естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось;

наблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном;

разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а

само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы -

«зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе поисково-исследовательской

деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании.

Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской

деятельности является экспериментирование. В повседневной жизни дети

часто экспериментируют. Но, когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.

Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и

более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится

игровая деятельность. Например, я свои занятия провожу в форме игры.

И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».

Для проведения мастер класса мне понадобятся два человека. Уважаемые коллеги, примите, пожалуйста, участие в моём мастер классе.

Воспитатель: Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за калитку, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Я вам приготовила из цветной бумаги цветы, и вы с помощью карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите их в воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете, почему это происходит? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Обратите внимание, но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока не выйдет газ».

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. После дождя на дороге, по которой шла Алиса образовалась большая лужа, Алиса заглянула в неё и увидела своё отражение и тут у неё с головы, прямо в лужу упала заколка, как же её достать? Ведь лужа была глубокая, и после дождя в ней было много веточек, которые упали с дерева.

Опыт №3

Возьмите со стола спички, это наши веточки и аккуратно в центр чашки положите спички). Чтобы достать заколку нам сначала нужно убрать ветки. Что нужно сделать, как вы думаете? Я вам сейчас это покажу. Беру моющее средство и добавляю одну каплю на середину. Посмотрите, что происходит, веточки разбежались и лужа стала чистая. (это происходит потому, что капля моющего средства отталкивает от себя предметы.) Теперь можно достать заколку. Но как же это сделать

Опыт № 4

Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.

- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с

водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло?

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока

не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала. (показать картинку)

Опыт № 5

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается. Почему?

И тут Алиса посмотрела на небо и увидела радугу, которая появилась на небе после дождя.

Опыт №6.

Давайте и мы с вами сделаем такую же радугу.

Возьмите полоску бумаги. Нарисуйте цветными маркерами небольшие точки и опустите в стакан с водой, не касаясь точек. (вода будет подниматься вверх, образуя радугу.)

Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются цветы? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются)

2. Почему плавают рыбки? (в каждом пузырьке есть воздух, а воздух легче воды, поэтому они поднимают виноградинку вверх

3. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

В этом и вся разгадка: в стакане хотя и остается воздух, но менее плотный, чем наружный, а следовательно, слабее давящий. Очевидно, при опрокидывании стакана вода, опускаясь вниз, вытесняет из него часть воздуха; оставшаяся же часть, распространяясь в прежнем объеме, разрежается и давит слабее.

4. Почему вода не выливается. ( Давление воздуха: оно действует на карточку снаружи с силой, которая, гораздо больше, чем вес воды в стакане.)

5. Почему веточки убегают? потому, что капля моющего средства отталкивает от себя предметы

Обсуждение экспериментов с родителями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по- иному. Эти игры и опыты легкодоступны и очень интересны.

Уважаемые, коллеги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе с детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. Спасибо всем за внимание.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как форма проведения познавательно-исследовательской деятельности младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 21:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование как форма проведения познавательно-исследовательской деятельности младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тюрина (УИ 31422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД