Ирина Александровна Меркулова
«Экспериментальная деятельность детей в изобразительном творчестве». Рекомендации воспитателям
▼ Скачать +Заказ
Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. В отличие от взрослых, дети не имеют инструментов, позволяющих воплотить прочувствованное. Содержание предмета, образа нужно сначала «вообразить», т. е. придумать ему соответствующую образность и форму, чтобы он стал видимым, осязаемым, доступным другим людям. Работа с детьми дошкольного возраста ведется в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник
Публикация «„Экспериментальная деятельность детей в изобразительном творчестве“, Рекомендации воспитателям» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в изобразительном искусстве.
Сам процесс экспериментирования удовлетворяет любопытство и любознательность детей, и позволяет узнать много об окружающем.
Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного творчества и его результатам.
В технике рисования по «сырому», когда получается размытый рисунок, можно пытаться использовать вместо бумаги ткань – тогда ребенку станут видны различия в оттенках и изображении.
Экспериментируя с водой, краской и материалами способствует рождению модифицированных приемов, если сначала нанести на лист бумаги слой краски, выполнив рисунок, которая сразу не высыхает, а потом быстро наложить на него лист ткани, то изображение получится почти таким же как, и рисование по «сырому». Не менее интересен процесс получения цветного рисунка с помощью мучного раствора. Его выкладывают на плоскость пластика, а затем на этом составе палочкой или ручкой рисуют что либо. Когда изображение готово сверху аккуратно накладывают лист бумаги и слегка разглаживают ладонями. Изображение переносится на лист в виде белого контура основного рисунка.
В зимний период, окрашенную воду в процессе экспериментирования, можно разлить в разные емкости и заморозить. Из готовых цветных льдинок, предложить детям на прогулке выложить рисунок, узор, на поверхности снежного «покрова»
Используя ткань, резервирующий состав и акварель детям предлагается сделать первые шаги в новой технике, получая изображение «Батик»
Всем интересна техника рисование углем, а если вместо уголька использовать сгоревшую бумагу, и расположив ее между двумя листами поводить ладонью, можно увидеть необычный рисунок, дорисовать и декорировать рисунок можно углем или другим графическим материалом.
Применяя цветной пластилин, как живописный материал, получаются картины в технике «пластилинография» Дети, смешивая в руках несколько кусочков пластилина, получают различные цвета и оттенки. Красивыми и объемными получаются декоративые лошадки, птицы, матрешки и барышни, выполненные в технике «пластилинография»
Обычные нитки могут быть инструментом изображения, обмакнув их в разные цвета и выложив на поверхность листа, а другим, накрыв, получатся диковинные изображения. А если эти нити протянуть между листами бумаги, можем увидеть необычные головки цветов – бутоны.
Свеча, использованная как инструмент рисования, позволяет получить необычные и интересные результаты, особенно в комплексе с другими изобразительными материалами. Одним из «волшебных» вариантов работы со свечой является техника «граттаж» - это один из способов ознакомление детей с технологией изготовления гравюры. Приготовление тонирующего раствора уже само по себе является активной поисковой деятельностью.
Создание фоновых изображений может осуществляться разными способами: красками из тюбика, печатание растениями, овощами, фруктами, и любым бросовым материалом. Изображать при помощи поролона, ваты, бинтика, тряпочки, вместо обычной кисти можно использовать спичку, с накрученной на нее ватой, смятую фольгу, бумагу.
Знакомая техника монотипия может выглядеть удивительно в тематике «Деревья отражаются в воде», с последующей прорисовкой деталей фломастерами, мелками, карандашами.
Печатание растениями – один из древнейших изобразительных приемов, до сих пор используется при изготовлении коллажей и объемных рисунков и интересен в практике с дошкольниками.
Разнообразить прием кляксографии можно, сочетая с наклоном листа в разные стороны; раздувая кляксу на лету, держа лист бумаги вертикально, после чего посыпать манкой, песком сырую поверхность изображения. Интересный эффект получается при использовании соли различного помола.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ткани, и других поверхностях ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных техник рисования способствуют повышению уровня сформированности изобразительных умений и навыков у старших дошкольников.