Исламдинова Гузель
Экскурсия в музей. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду» в средней группе детского сада №317 прошло занятие по знакомству детей с картинами известных художников. Дети познакомились с жанрами живописи: натюрморт, портрет и пейзаж.
Организационный момент
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса…
- О каком времени года рассказал нам поэт А. С. Пушкин?
2. Беседа.
-Какие изменения происходят в природе с приходом осени?
(Деревья становятся разноцветными и осыпаются, звери готовят припасы к холодам, перелетные птицы улетают в теплые края)
- Послушайте, какие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
-Что вы представляете, слушая эти стихи? (Лес, осень)
- Молодцы! Но не только поэты любят писать об осени. Композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я вам приготовила сюрприз!
- Показываю красочно оформленный пригласительный билет, и читаю:
«Приглашаем ребят группы «Светлячок» в музей на выставку картин»
- Как вы думаете, что можно увидеть в музее?
Дети: Картины, глиняные игрушки, разные старинные вещи, скульптуры.
Воспитатель: Верно, но прежде, чем идти на экскурсию давайте вспомним правила поведения. Как нужно вести себя в музее?
Ты в музее не шали,
Громко ты не говори!
Слушай всё внимательно,
Запомни обязательно!
Но руками ты не трожь
Экспонат музейный.
Дети: Спокойно, не кричать, говорить шепотом, не мешать другим, рассматривать картины, не трогать руками экспонаты.
Воспитатель: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.
Экскурсоводом сегодня буду я. Посмотрите, сколько здесь различных картин великих художников. А вы, знаете кто такие художники? (Ответы детей) У них есть талант, творческие способности, а самое главное, трудолюбие.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Экскурсовод: Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать. В каком жанре искусства они написаны?
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это…
Дети: Натюрморт!
Экскурсовод: Натюрморт — это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов.
Воспитатель:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас —
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька — твой сосед —
Обязательно картина
Называется портрет!
Экскурсовод: в нашем музее вы увидите картин, в которых художники передают красоту мира. Если художник рисует природу или город, или деревню, как называется такая картина?
Дети: Пейзаж
Экскурсовод: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы, листья рябины, листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём (шагать по столу средним и указательным пальцем).
Воспитатель: Поэты, любуясь на красоту природы пишут стихи, композиторы – музыку. Художник выражает свои чувства с помощью красок.
-Что изображено на картине? (лес, природа и т. д.)
- О чем эта картина? (об осени)
- Как вы думаете, почему художник назвал картину «Золотая осень»? (ответы детей)
- Какие цвета использовал художник при написании этой картины? (желтые, оранжевые)
- Какие это краски: холодные или теплые? (теплые)
- Что интересного, красивого изобразил художник? (Лес, луг, речку)
- Что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане. (Художник нарисовал деревья.)
- Что это за деревья? (Березки)
- Расскажите о них. Какие они?
(Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая)
- А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите? (Много березок.) Такую группу называют «роща».
- Видны ли листочки на этих березках? (Нет) Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
- Какого цвета трава на лугах? (Зеленого.) Посмотрите внимательно? (ответы детей) Нет, она где-то коричневато-зеленая, где-то желтоватая и даже бурая.
- Какого цвета речка? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая? (Беловато-голубая.) Почему? (Ответы детей)
- Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.
- Каких красок больше – теплых красок или холодных (Теплых)
- Посмотрите на небо на картине. Какое оно? (Голубое, с белыми облачками)
- А солнышко? (ответы детей) молодцы, правильно. Солнышко не видно, но мы видим тени от деревьев, листва на деревьях изображена ярко желто-оранжевым светом!
Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.
- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)
- А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)
2. Практическая часть.
Коллективная работа. Дети выполняют рисование листьев на основе незавершенной композиции. Для примера взяли картину Левитана «Золотая осень» Подготовили к работе гуашь, кисти, баночки с водой.
Взять любую краску желтую, оранжевую или зеленую при помощи кисточки
Вместе делаем наши осенние деревья.
Дети поочерёдно с помощью воспитателя рисуют листочки (помощник воспитателя сразу вытирает детям ручки вл. салфеткой).
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Золотая осень)
А на деревьях что растут? (Листочки). А осенью листья, какого цвета? (красного, желтого, оранжевого, зеленого).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы настоящие волшебники!
Итог.
Вопросы к детям:
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня ходили?
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что составляли?
Дети: Мы сегодня составляли рассказы про осень.
Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?
Дети: Левитана.
Воспитатель: Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.