Светлана Чугреева
Конспект экскурсии в мини-музей русского народного быта (школа юных экскурсоводов)
▼ Скачать
"Экскурсия в мини-музей русского народного быта"
(школа юных экскурсоводов)
Воспитатель:
Чугреева С. Н.
Воспитатель:
г. Нижний Новгород
2022г.
Цель: воспитание любви к русской национальной культуре, обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей русского народного быта (школа юных экскурсоводов)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Народная культура, фольклор
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
-познакомить детей с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
-способствовать развитию интереса к русской культуре, крестьянскому быту, русскому-народному фольклору;
- продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа;
Развивающие
- развивать познавательный интерес к культуре русского народа;
- способствовать развитию социально-культурных навыков, творческих способностей;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
Воспитательные
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;
- уважение и бережное отношение к традициям и обычаям своего народа;
- способствовать воспитанию эстетических, культурных навыков
Интеграция образовательных областей
- Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Социально-коммуникативное развитие
-Художественно-эстетическое развитие
Методические приемы
Словесные:
- приветствие детей;
- загадки;
- рассказы о предметах народного быта : печь,лапти, валенки, прялка,ложка,
чугунок, ухват, крынка, самовар.
Наглядно-зрительные:
-видео-приглашение в музей;
- рассматривание предметов русского быта.
Оборудование: предметы русского быта.
Предварительная работа: чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход занятия:
Звучит музыка «Светит месяц….»
Воспитатель вместе с детьми встречают гостей (детей из группы №2)
Воспитатель:
Ребята,посмотрите сколько у нас сегодня гостей? Они пришли на вас посмотреть и себя показать.
Давайте узнаем, с чем же пожаловали к нам гости дорогие?
Дети группы №2
Здравствуйте, ребята, мы получили ваше приглашение посетить музей «Русского народного быта» .Расскажите нам пожалуйста, как жили раньше люди, как строили свои дома и украшали своё жилище -O-…
Воспитатель:С большим удовольствием, мы гостям всегда рады. Не зря на Руси говорили: «Гость на порог, хозяину-радость.
Воспитатель:
Что ж, наша экскурсия начинается, а помогать нам будут наши юные экскурсоводы,
(Злата, Маша, Алёна, Елисей и Артём).
Воспитатель:
Просим посетителей занять свои места, мы начинаем…
(Звучит русская народная музыка. «Светит месяц, светит ясный»,
дети и воспитатель подходят к экспонатам" мини-музея Русского быта")
Экскурсовод (Злата)
Проходите, гости дорогие!
Мы не просто вас встречаем, в наш музей мы приглашаем!
Сядем рядком, да поговорим ладком.
У каждого человека есть свой дом. В старину, у наших дедушек и бабушек, тоже были тёплые дома с печками (показывает на макет избы).Назывались они избами. Строили избы из брёвен, из дерева. Все избы были покрыты вот такими крышами (показывает, похожие на шалаш. Внутри избы находилась комната-"Горница"(показывает, в которой принимали гостей. Обратите внимание на стол. (показывает).Почему он такой большой? Догадались?
(Ответы детей)
Правильно. В старину семьи были большими. Во время обеда все рассаживались за стол на лавки. На лавках ещё и работали: плели лапти из коры липы, берёзы, дуба (показывает на лапти)Эта была обувь русского народа в тёплое время года. А для холодов валяли обувь из овечьей шерсти, которая называется валенки (показывает на валенки) .В каждой избе была прялка (показывает) на ней пряли пряжу из шерсти, делали нити из которых вязали себе одежду. Кстати свою первую прялочку девочки получали уже в 7 лет и учились на ней прясть. А ночью на лавках спали, поэтому они такие длинные и широкие.
Воспитатель:
Спасибо, Злата, присаживайся. А мы продолжаем нашу экскурсию. В старинной избе было очень много предметов, без которых в хозяйстве не обойтись. Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь на неё найти отгадку.
Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать.
А избы моей сердечко- Русская большая (печка)
Экскурсовод (Маша)
Самое главное в деревенской избе - это печь (показывает). Печь- это сердце дома. Без печки дом считался нежилым. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. До сих пор в некоторых деревянных домах сохранились русские печи. Топят печь дровами. (показывает и " кладёт " дрова в печку) Дров печь берёт немного, а тепло хранит долго. О печи в старину говорили так: Она и поилица и кормилица!
Воспитатель:
Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Экскурсовод (Маша)
В русской печи готовили щи, пекли хлеб, пироги. А такой рассыпчатой каши и пышных караваев, как из русской печи не видать не едать. Поэтому и полюбили хозяюшки русскую печку, как родного человека.
Воспитатель:
Спасибо, тебе, Маша за твой рассказ.
Воспитатель:
О русской печи, ребята, сложены мудрые народные пословицы.
Ну-ка, кто их знает, пусть скорее отвечает!
(Ответы детей)
• «Без печи изба – не изба».
• «Когда в печи жарко – тогда и варко».
• «Что есть в печи – всё на стол мечи».
• «Не красна изба углами, а красна пирогами», " Печь-всему голова".
Воспитатель:
Молодцы, мои, хорошие! Раз, два, три, четыре, пять. Предлагаю поиграть!
Все скорее выходите, на лужок со мной идите.
(Дети выходят на ковёр, в центре которого стоит мольберт, на столе лежат картинки
из сказок, в которых упоминается печка)
Воспитатель:
Наша игра называется "Сказочная печка!"
Располагайтесь поудобнее. За свою жизнь русский народ сложил много сказок. Некоторые мы сейчас вместе вспомним, но только те, в которых упоминается печка. Слушайте внимательно отрывки из сказок. А потом найдите нужную картинку и назовите сказку.
Воспитатель:
*«К счастью на дороге стоит печка. Печка, печка, спрячь меня!Съешь моего ржаного пирожка!Девочка скорее пирожок съела, да с братцем в печку залезла, заслонкой прикрылась». («Гуси- лебеди»)
(дети подбирают нужную картинку, размещают её на мольберте)
*Из чего испечь- то? Муки нету! Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось и наберёшь немножко"(«Колобок»)
«Схватила Лиса его, домой притащила, печку истопила. На лопату его посадила, а он маленький, да удаленький, ножки, ручки растопырил и в печку то не идёт…»
*«Я Лисичка -сестричка! Пустите переночевать! … Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку» («Лисичка со скалочкой»)
*«В ту пору Иван Царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне» («Царевна Лягушка»)
*«Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь»(«Маша и медведь»)
*«Чуть Яга увидит его за окном, сразу кричит:
- Ах, дитятко озябнет, замёрзнет, простудится, ознобит ручки - ножки, щёчки - ушки, отморозит носик! - и тащит его в дом, отогревает на печи, отпаивает горяченьким чаем».(«Домовёнок Кузька» Т. Александрова, глава «Зимой у Бабы Яги»)
*«Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю»(«По щучьему велению»)
Воспитатель:
Ай, да молодцы! А теперь честной народ, становитесь в хоровод!
Мы не будем здесь скучать, в «Жмурки» будем мы играть!
Русская народная игра «Жмурки», звучит песня «Ай Заинька…»
Воспитатель:
Вот как славно поиграли. И нисколько не устали. Пора возвращаться в музей.
(дети садятся на стулья)
Мы продолжаем нашу экскурсию.
Вот ещё одна загадка, где-то спрятана отгадка:
Что хозяин в печку ставит?
Кто из вас, ребята знает? (чугунок)
Экскурсовод (Елисей)
Чугунок (показывает) был незаменим в хозяйстве. Называется он так, потому, что сделан из особого вида металла- чугуна. По весу он очень тяжёлый. Но его смело можно ставить в печь для приготовления пищи, он огня не боится и никогда не разобьётся! Кстати этому чугунку больше 100 лет!
Воспитатель:
Как интересно. Давайте потрогаем его,погладим. (воспитатель даёт каждому ребёнку потрогать чугунок)
Как бы про него рассказали? Какими словами, он какой?
(Ответы детей)
(тяжёлый, твёрдый, гладкий, чугунный, металлический, древний)
Воспитатель:
Елисей,а расскажи пожалуйста, как же достать чугунок из печки, чтобы руки не обжечь?
Экскурсовод (Елисей)
Здесь нужен другой помощник!Ухват! (показывает)
Возле русской печки всегда стояли ухваты, разного размера. Ими хозяева легко доставали горячие чугунки с щами или кашей. Чугунки с пищей ставили на стол, все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем (показывает) которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. А ещё в избе были глиняные крынки и горшочки для хранения разных продуктов (показывает). Молоко и сметана в них долго оставались свежими. А в кувшины из берёзовой коры (показывает) наливали холодный квас и другие прохладительные напитки.
Воспитатель:
Спасибо Елисею за интересный рассказ, но а мы продолжаем узнавать секреты русского народного быта. Следующую загадку приготовил для вас Артём.
Экскурсовод (Артём)
1. И шипит и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (самовар)
(Ответы детей)
Экскурсовод (Артём)
В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. За самоваром собиралась вся большая семья. Пили чай с мёдом, с пирогами, баранками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель:
Спасибо, Артёму за рассказ о самоваре. А мы продолжаем.
В нашем музее есть ещё один предмет. О нём вы узнаете, если следующую загадку отгадаете. А поможет нам экскурсовод Алёна.
Экскурсовод (Алёна)
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает. Что это? (ложка.)
(Ответы детей)
Экскурсовод (Алёна)
Верно, это ложка (берёт, показывает).В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Ложки были разными. (берё т 2 ложки: одна расписная, другая нет) Посмотрите на эти ложки, чем они отличаются?
(Ответы детей)
Правильно, такими не раскрашенными ложками ели. Даже горячей едой не обожжёшь ротик. А на таких (показывает) раскрашенных играли как на музыкальных инструментах (стучит ложками) на праздниках и гуляньях.
Динамическая пауза
Воспитатель:
Что ж ребята, предлагаю вам на ложках поиграть и немного поплясать.
И вы, наши гости время не теряйте,
С нами на ложках поиграйте.
(дети совместно с гостями и музыкальным руководителем играют на ложках "Ах вы сени, мои сени. ")
Воспитатель:
Гости, дорогие, понравилось ли вам играть с нами? А вам, ребята?
Воспитатель:
Но пришло время завершать нашу экскурсию. Ложки на места кладём, попрощаться с нашим музеем зайдём.
(дети убирают ложки в корзинку и садятся на стулья)
Вижу, мои хорошие, много вы сегодня узнали. Скажите, сможем ли мы теперь поделится знаниями со своими друзьями или со своими родными?А какие экспонаты из нашего музея вам запомнились больше всего? А что ещё вам понравилось -O-
(Ответы детей)
Вы хорошо потрудились и напоследок хочу я вам " вкусную " загадку загадать.
"Маленькое, сдобное колечко съедобное"(Баранка)
Воспитатель:
Просим всех к столу садится -
Вкусными баранками угоститься.
К чаю ароматному
Угощенье знатное.
Под музыку "Кострома" дети и гости идут пить чай.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» Общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика-Синтез, 2017
2. Волков В. М. «Русская деревня : Труд, быт и нравы наших предков» - М. : Белый Город, 2005.
3. Копылова А. В. «Русские обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» - М. :Рипол Классик, 2002
4. Лазарев А. И. «Народоведение : о русском народе, его обычаях и художественном творчестве» - Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 1997
5. ЮдинаН. А. «Русские обычаи и обряды» - М. : Вече, 2005