Елена Подвиженко
«Экскурсия в картинную галерею». Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине «Осень в городе».
Задачи: Формирование умения внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; формирование умения составлять развёрнутый последовательный рассказ по картине; развитие грамстроя речи через согласование слов в предложении;
Публикация «„Экскурсия в картинную галерею“, Творческое рассказывание по картине посредством составления метафор с помощью ТРИЗ и РТВ» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, составлять метафоры; умение составлять кроссворды и загадки с опорой на алгоритм;
развитие внимания, памяти; воспитание умения внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.
Оборудование: картина А. Лейманиса «От осени к зиме»; алгоритмы к составлению загадок; листы с заданием для 3 уровня, карандаши; кроссворд «осень», чёрный маркер, символические обозначения к кроссворду; волшебная палочка, большие часы.
Словарь: моросит (дождь, багряные, лиловые листья, пёстрый ковёр,
обнажаются (деревья, надвигается (вечер).
План занятия:
1 Круг радости «Доброе утро!».
2 Игра «Скрытая картина».
3 Составление кроссворда и загадок.
Упражнение «Подзорная труба».
4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы»
5 «Вхождение в картину».
Упражнение «Каим может быть? Что делает?»
6 Составление рассказа по картине.
Составление метафор.
Мозговой штурм «Почему грустит осеннее небо?».
7 Итог.
Ход занятия:
1 Круг радости «Доброе утро!»
- Доброе утро! — птицы запели.
(дети машут руками)
Добрые люди встали с постели.
(показывают, как просыпаются, потягиваются)
Солнце вошло и идет по делам!
(разводят в стороны руки)
- Доброе утро, люди, всем вам!
(машут руками друг другу)
2 Игра «Скрытая картина».
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галарею. Что такое картинная галерея? (Это выставка картин). По одной из них мы составим рассказ. заходят в «выставочный зал», рассматривают карины.
- А вот по этой картине должны были составить описательный рассказ. (Показывает картину. Дети видят только часть картины, на которой видно только небо, макушки деревьев, остальное всё белое.)
- Как же мы теперь будем работать? Зима торопится прийти и закрыла почти всю картину своим белым снежным покрывалом. А вы можете догадаться, что нарисовано на картине? (Воспитатель убирает часть белого с картины и находит задания Зимы. «Я открою вам картину, если вы составите кроссворд и сочините загадки.»)
- Ну, что, ребята, согласимся с условиями Зимы? (открывает всю картину)
- Какое время года изобтажено? (Осень)
- Вот почему Зима нам мешает, она хочет, круглый год одна властвовать.
3 Составление кроссворда и загадок.
- Что ж, приступим к выполнению заданий. ( 2 ур: детям воспитатель даёт карточки с алгоритмом для составления загадок о деревьях и листьях. 3 ур: задание без опоры на алгоритм составить загадки о дожде и ветре. По аналогии с синквейном.)
- 1 ур: С остальными составляют кроссворд. За основу взяли слово «осень».)
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Отгадку мы возьмём за ключевое слово в кроссворде.
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
(Осень)
- Ребята, я предлагаю вам составитиь кроссворд с этим словом для ребят второй подгруппы.
Упражнение «Подзорная труба»
- А чтобы составить кроссворд, вооружитесь подзорными трубами, выделите все объекты на кртине. Из них назовите те, в которых есть буквы «о», «с», «е», «н».
( Дети называют слова н-р: дом, лист, дерево, небо.)
- Теперь их нужно зашифровать. Что такое дом? (Здание, в котором живут люди.)
- Помещаем это слово под цифрой 1.
- Что такое листва? (Манетки, растущие на дереве. Или один из органов дерева.).
- Что такое дерево? (Высокое растение с твёрдым стволом).
- Что такое небо? (Голубое пространство над землёй).
- Теперь пора услышать загадки.
Примерные варианты загадок:
О листьях: Бывают зелёными, как лягушка, бывают жёлтыми, как солнце, бывают красными, как помидор. Бывают круглые, как монетки. Осенью летят, падают на землю и исчезают.
О дереве: Стоит на одной ноге, но не гриб. Летом носит зелёное платье, осенью жёлтое и красное надевает. К зиме совсем раздевается. Его любят птицы.
О ветре: Он и сильный, он и лёгкий. Бывает шквалистый, порывистый, холодный и тёплый. Он деревья качает, с них листья срывает. Воет, но не волк. Дует, но не вентилятор.
О дожде: Он бывает моросящий и сильный. Он идёт, но не человек. Поливает, но не садовник. Капает, но не слёзы. После него бывает радуга.
- Молодцы, ребята. Со всеми заданиями Зимы справились. Больше она не заметёт нашу картину.
4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы».
Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. Как опадают листья с деревьев. Как сыплются листья на сильном ветру. Как кружатся листья на ветру в пёстром хороводе. Как моросит мелкий дождик. Как идёт сильный дождь. Покажите увядший цветок, который полил дождь. Как ведут себя люди, попавшие под дождь.
5 «Вхождение в картину».
- Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Зима оставила волшебную палочку, она нам поможет. Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой)
- Представьте, что это вы идёте по аллее под зонтом, что вы ощущаете? Расскажите, что вы слышите, чувствуете. (Показывает картинку с изображением волшебников Ухо, Рука (лицо, Нос, Глаз)
Варианты ответов детей:
- Я слышу, как свистит ветер. – Как сказать по-другому? = Слышится песенка ветра.
- Я слышу, как стучит дождь. – Как сказать по-другому? = Частый дождь барабанит по крышам домов.
- Я слышу как шелестят листья на ветру. – Уточните, какие листья? = Мокрые, разноцветные листья шелестят на ветру, срываются с веток и падают на землю.
- Я вижу, что идёт дождь. – Как вы догадались, что идёт дождь? (Потому, что асфальт блестит, человек идёт под зонтом.)
- Я вижу, как ветер качает ветки деревьев. – Уточните, какой ветер, какие ветки деревьев? = Лёгкий ветерок покачивает тонкие ветки деревьев.
- Я чувствую, как дождик капает на моё лицо.
- Я вдыхаю прохладный, свежий воздух. И др.
- Пора вернуться в группу. Повторяйте волшебные слова. «Вокруг себя ты обернись и в группе очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой).
Упражнение «Каким может быть? Что делает?»
- Чтобы рассказ получился красивым, необходимо знать какими могут быть и что могут детать предметыи природные явления, изображённые на картине. В этом нам помогут другие картины из галереи. Посмотрите на них, сравните природные явления, изображё нные на них и скажите:
- Каким модет быть дождь? (Холодным, тёплым, моросящим, проливным. Барабанит, стучит, льёт, поливает,хлещет.)
- Каким может быть ветер? (Порывистый, сильный, лёгкий, тёплый, холодный. Дует, воет, завывает, свистит, рвёт, срывает, качает, обдувает.)
- Какими могут быть деревья? (Тонкие,стройные, высокие, гибкие. Стоят, покачиваются, обнажаются, засыпают.)
- Какими могут быть листья? (Золотые, лиловые, багряные, мокрые, резные. Шелестят, шуршат, срываются, летят, кружатся.)
- Каким может быть воздух? (Прзрачный, чистый, свежий, бодрящий, сырой.)
- Каким может быть город? (Мокрый, задумчивый, оживлённый, спящий. Дремлет, засыпает.)
6 Составление рассказа по картине.
- Нам на помошь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку. В составлении красивого рассказа нам помогут метафоры.
- Какое время года наступило? Где происходят события?
(В городе наступила осень.) Воспитатель крепит над часами условное обозначение.
7 Составление метафор.
Тёмное небо – папа хмурый (сердитый) = небо хмурое.
Воздух прохладный - стекло прозрачное = воздух прохладный, прозрачный.
Идёт дождь – блестят серебряные нити = блестят серебряные нити дождя.
Из туч идёт дождь - Девочка льёт слёзы (плачет) = тучи льют слёзы.
Осеннее небо – мальчик грустит = грустит осеннее небо.
Мозговой штурм «Почему может грустить осеннее небо?»
Потому что закончилось лето.
Дует ветер – мальчик срывает листья с деревьев = Ветер срывает листья с деревьев.
Разноцветные листья ложатся на землю - Мама купила пёстрый ковёр. = Листья ложатся на землю пёстрым ковром.
Деревья стоят голые. – Принцесса снимает своё пышное платье. = Деревья снимают свои пышные платья.
- Как называется такое природное явление? (листопад)
Натупает вечер в городе = мальчик засыпает, лист мокрый = Наступает вечер в, засыпающем мокром, городе.
- О чём рассказывает нам картина? Как мы назовём рассказ?
«Осень в городе».
В городе наступила осень. Тёмное, хмурое небо над домами. Воздух прохладный, прозрачный и в нем блестят серебряные нити дождя (или серебряные дождинки). Холодные капли дождя стучат по крышам домов, асфальту и зонтам прохожих. Моросит мелкий дождь. Тучи льют свои холодные слёзы. Это грустит осеннее небо, потому что закончилось лето. Но двор как в солнечных лучах, потому что деревья стоят золотые. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые ложатся на землю пестрым (разноцветным) ковром. Деревья снимают свои пышные яркие платья, ветви их обнажаются. Начинается пора листопада. Листья срываются с веток, летят и кружатся в разноцветном хороводе. Вечер надвигается на засыпающий мокрый город.
- Ребята, у нас получился замечательный, очень красивый рассказ об осени. На следующем занятии мы будем его рассказывать по памяти, а сегодня наша экскурсия в картинную галерею подошла к концу.
Итог.
- Что нового узнали сегодня?
- Что особенно запомнилось, понравилось?
- Что было легко, а что вызывало затруднения?