Надежда Гонтарь
«Эколого-валеологический подход к обучению детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
«ЭКОЛОГО – ВАЛЕОЛОГИЧНСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила: воспитатель высшей категории
Гонтарь Надежда Васильевна
п. Буранный
План работы.
Введение
Глава I Анализ теоретических положений о формировании экологического и валеологического образования детей в условиях детского сада.
Публикация «„Эколого-валеологический подход к обучению детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
1.1 Понятие экологического сознания.
1.2 Понятие здоровья и здорового образа жизни.
1.3 Пути формирования эколого - валеологических ценностей у дошкольников.
Заключение по 1 главе
Глава II. Организация и методика работы с детьми по программе «Детство» «Мы».
2.1. Разработка перспективного – планирования для старших дошкольников по занятиям.
2.2. Дидактическая игры, исследовательская деятельность.
2.3. Мини – проект: «Русская береза».
2.4. Консультации для родителей.
2.5. Праздники.
2.6. Здоровье без лекарств.
2.7. Разработка единых занятий по эколого-валеологическому образованию детей, на примере детского сада «Колосок».
Заключение по 2 главе.
Библиографический список
Введение
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Базой для реализации программы эколого-валеологического обучения является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
Предусматривается валеологическое просвещение дошкольников : развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопозиции. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Сложившаяся экономическая и социальная обстановка вызывает беспокойство у людей. Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Главной задачей воспитателя является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Ребенок должен иметь представление о возможных травматических ситуациях, опасных для здоровья. Понимать, как обращаться с огнем, электроприборами, знать об элементарной помощи, знать отдельные правила уличного движения.
Основные положения программы - полноценная реализация личностного потенциала ребенка, основанная на знаниях его психофизиологических особенностей и склонностей; нахождение оптимальных путей для формирования у ребенка положительного отношения к окружающему миру, главным образом к природе.
Необходимость развития у детей положительного отношения к природе подтверждается и стратегической задачей ЮНЕСКО, которая формулируется следующим образом: «Формировать понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе».
Эколого-валеологическая программа направлена на развитие у дошкольников зачатков «планетарного мышления» : формирование разумного отношения к миру (в том числе к себе как жителю своей страны и планеты Земля, а также умения ребенка позитивно взаимодействовать с окружающим миром.
Формирование у дошкольника понятия о себе как о жителе планеты Земля следует начинать с младшего дошкольного возраста, соблюдая принципы постепенного усложнения и расширения знания дошкольников о себе как о жителе Земли.
Актуальность программы заключается в том, что экология - наука молодая и бурно развивающаяся. При этом окружающий мир постоянно изменяется и развивается, вследствие чего меняется наше отношение к нему, расширяется познание природы человеком, который овладевает новыми подходами во взаимодействии с окружающим миром. Наряду с этим совершенствуются методы и средства экологического воспитания, развития ребенка.
Изменения, происходящие в окружающем мире, ставят человечество в ситуацию не просто проживания, а выживания на планете Земля. За последнее столетие человек вынужден изменить свое потребительское отношение к природе на позитивное взаимодействие с ней. Не случайно современные программы природоведческого цикла для начальной школы А. А. Плешакова предусматривают ознакомление учащихся с такими понятиями, как «экологическая пирамида», «цепь питания» и т. п.
Программа эколого-валеологического обучения направлена на развитие у дошкольников положительного отношения к природе, учит их позитивно взаимодействовать с природными объектами. В этом она содействует преемственности детского сада и школы. Младшему школьнику будет легче разобраться в экологических терминах, если в дошкольном возрасте он получит представление о природе на основе систематизированных в программе взглядов о целостности и неделимости природы, взаимозависимости и взаимодействии, которые происходят внутри природного сообщества.
Дошкольный возраст — это период, когда ребенок выражает свое отношение к окружающему миру с помощью эмоций и чувств. Поэтому мы предлагаем развивать чувственное восприятие ребенка с помощью таких качеств, как «экологическая эмпатия», «экологическая идентификация», «экологическая рефлексия». Данные качества направлены на развитие у дошкольника умения сочувствовать и сопереживать миру природы, что является неотъемлемым требованием современного цивилизованного общества.
Итак, актуальность программы заключается в том, что она:
учитывает современные подходы к экологическому образованию;
помогает осуществлять принцип преемственности между детским
садом и школой;
способствует практической реализации современных требований
к методике ознакомления дошкольников с природой.
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что она знакомит педагогов с особенностями организации природоведческой и валеологической деятельности с детьми с учетом типа их темперамента, силы и подвижности освоения деятельности ребенком, особенностей его характера, т. е. лично ориентирована на конкретного ребенка.
Предлагаемое структурирование системы эколого-валеологического образования дошкольников по трем направлениям (познавательное, эмоциональное и практическое) помогает в полной мере реализовать принцип всестороннего развития личности ребенка.
В работе с детьми предлагается формирование таких качеств личности, которые влияют на развитие у ребенка субъективного отношения к природе и самому себе.
Цель программы - показать педагогам наиболее эффективные пути их воздействия на личность малыша на познавательном, эмоциональном и практическом уровнях для развития у дошкольников зачатков «планетарного мышления» и формирования разумного отношения к миру, к себе как жителю своей страны и планеты Земля.
Задачи программы - формирование представлений о разнообразии и неповторимости окружающего мира через развитие интереса к живой и неживой природе; формирование положительного эстетико-этического отношения дошкольника к природе; формирование у ребенка склонности к проявлению позитивного взаимодействия с миром природы через развитие у него навыков и умений.
Глава I Анализ теоретических положений о формировании экологического и валеологического образования детей в условиях детского сада.
1.1. Понятие экологического сознания.
Суть дела в том, что экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер. Да, элементы тематических знаний включаются в содержание занятий, но носят, на наш взгляд, в основном информационно-справочный характер. Методика ориентирована больше на формальное заучивание; отсутствует анализ, оценка экологических ситуаций и поступков людей в окружающей среде. Что касается дошкольного образования, до сих пор ведется поиск эффективных стратегий и технологий, просматриваются самые разнообразные подходы. Одни специалисты считают, что необходимо ввести специальные занятия, поскольку экологическое образование нетождественно биологическому. Другие ратуют за эффективную «экологизацию» всего учебного процесса. Отметим: все большую поддержку получает именно второй подход. Как отмечают С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин, сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни, и, прежде всего, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности - в быту, в воспитании и обучении.
Но вот что примечательно: сторонники различных точек зрения, тем не менее, едины в одном - необходимо формировать экологическое сознание личности. Все большее число исследователей склоняются к тому, что экологический кризис во многом носит мировоззренческий характер, и «спасти нашу планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием», понимающая законы природы, осознающая, что человек - часть природы. Разумеется, решение вопроса требует существенных корректировок. Речь идет в первую очередь о наполнении научных знаний гуманистическим содержанием, о видоизменении не только целей, но и содержания работы в учебных заведениях, в том числе дошкольных. Основной путь вхождения в новую реальность должен лежать через развитие личности на основе «активного, наступательно-утверждающего» отношения к окружающему миру (С. А. Рубинштейн, на способности к созиданию на благо человечеству (А. Н. Леонтьев).
Итак, основной путь - психическое развитие личности. Л. И. Божович видит ее на таком уровне, который делает человека способным управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать себя как единое целое, отличное от окружающей действительности и других людей; со своими собственными взглядами и отношениями, моральными требованиями и оценками, делающими человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Личность, в представлении ученого, активная, а не «реактивная» фигура. Ею же сформулированы положения, которые характерны для ребенка от 1 года до 7 лет. На первом году жизни ребенок обладает психологическими образованиями - «мотивирующими представлениями». Они освобождают его от «диктата» внешних воздействий и превращают в субъект деятельности. У ребенка трехлетнего возраста это «система Я» и рождаемая ею потребность действовать самому («я сам»); у семилетнего - «личностным образованием служит уже сложившаяся у него внутренняя позиция, обеспечивающая переживание себя в качестве социального индивида». Иными словами, ученый тесно увязывает характеристику с деятельностью, с поступком, обусловленным собственными побуждениями.
В этой связи возникает вопрос: каким же образом экологическое образование должно «затронуть» подрастающую личность? Многие исследователи тесно увязывают экологическое развитие дошкольников с нравственным. Об этом можно прочесть в трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Захлебного, Л. П. Печко, Б. Т. Лихачева, Д. Б. Эльконина. Ученые считают: больше внимания должно отводиться тем видам учебной деятельности, которые в качестве системообразующего компонента прививают детям экологическую культуру.
Что под этим следует понимать? Речь идет о культуре познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, успех которой связан с развитием нравственных черт; о культуре труда, формирующейся при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; о культуре духовного общения с природой, т. е. культуре, развивающей эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Л. Д. Бобылева понятие «экологическая культура» связывает с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения к природе.
И действительно, дошкольный период детства -важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Однако экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу. Естественной основой процесса такого воспитания должны стать объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения с окружающей средой. У дошкольников отношения эти реализуются на бессознательной основе. Дети, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы - они открыто воспринимают и присваивают экологические правила, превращают их в свои привычки. Чем определяются эти субъективные особенности? В большей степени особенностями мышления, его несформированностью. Еще Ж. Пиаже установил: основная черта познавательной деятельности дошкольника - эгоцентризм. Именно эгоцентризм приводит к тому, что ребенок, четко не дифференцируя свое Я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму. Ребенок находит объяснение любым причинно-следственным отношениям в окружающей его природе по аналогии с теми, которые характерны для людей. Это приводит к формированию «субъективной установки», к тому, что он начинает считать различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания. Но отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает, что оно для ребенка является чем-то равным в своей самоценности.
Вторая характерная черта мышления дошкольника - Артифекализм (от лат. arte - искусственно Faсеге - делать, т. е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для их собственных целей. Артифекализм обуславливает формирование прагматического отношения к природе. Экспериментально установлено: ребенок проявляет познавательный интерес к объектам природы, при взаимодействии ориентируется на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т. д. Иногда его познавательная активность носит слишком «исследовательский» характер, когда не исключается, что он может да-же нанести вред рассматриваемому объекту. Как объяснить эту «жестокость»? Суть в том, что дошкольник не относит природное к сфере равного с ним в своей самоценности. Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности. Достигается этот уровень, как известно, значительно позже. Также достаточно низок у дошкольника и практический компонент интенсивности отношения к природе. В незначительной степени развит и «поступочный» компонент, что проявляется в противоречии между декларируемым и реальным поведением в природе. Так что же преобладает? Когнитивный компонент отношения, когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе (С. Д. Дерябо).
Мы неслучайно так подробно описали особенности мышления ребенка-дошкольника по отношению к природе. Суть в том, что особенности эти - важнейшее условие развития экологичной личности, личности, которая должна обладать «эгоцентрическим типом экологического сознания». Под последним следует понимать психологическую включенность в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Соответственно, эти же особенности являются и характеристиками экологической личности. Как считает Б. Т. Лихачев, содержание понятия «экология личности» следует рассматривать как единство соответственно развитого сознания и эмоционально-психического состояния. Ядро такого сознания - особым образом ориентированная умственная способность, гарантирующая обоснованное включение в природу, в жизнь общества, участие в природоохранной деятельности, продиктованное потребностью.
Нам могут возразить : «Само по себе наличие экологических знаний не гарант экологически целесообразного поведения. Необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Однако и понимания, и стремления недостаточно, если ребенок не сможет реализовать свои планы в системе собственных действий». Правильно, потребуется организация такой деятельности, в процессе которой личность может освоить соответствующие технологии взаимодействия с природой. Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надежный помощник - культура, духовность. «Вне духовного содержания, - пишет М. К. Мамардашвили, - любое дело - это полдела». Фундаментальной предпосылкой этого процесса должно стать развитие морально-ценностной сферы ребенка. В этой связи уместно напомнить слова академика Б. Т. Лихачева: «Экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного».
Все мы знаем: дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств. В подавляющем большинстве случаев методы нравственного воспитания, практикуемые в современных ДОУ, направлены на формирование у детей моральных суждений, представлений и оценок. Основа данного подхода : допускается, что эти представления станут в дальнейшем залогом морального поведения ребенка. И в то же время есть другое мнение: прямого соответствия между знанием моральных норм и их выполнением нет. Да, можно полагать, что определенная стратегия нравственного воспитания оказывает позитивное воз-действие на развитие личности. Но истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и самооценку, не через усвоение моральных норм, а посредством воспитания особого видения другого и отношения к нему. Л. С. Выготский (в теории которого, как известно, произвольность, осознанность и опосредованность рассматриваются в качестве центральных характеристик высших психических функций) категорически возражал против методов воспитания, основанных на саморегуляции и опосредованное™ с моральной нормой. Ученый подчеркивал: «. морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально». В этих словах можно усмотреть основной вектор стратегии экологического воспитания.
Исследования психологов установили: любому действию человека должны предшествовать готовность и способность действовать. «Опыт убеждает, - пишет Д. Н. Кавтарадзе, - что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в
работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно, а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания». А. Н. Леонтьев, говоря о необходимости формирования готовности к правильному взаимодействию с окружающей природой, отмечает эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения.
И действительно, необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенное™ с ней. Как связать эту мысль - «вернуться к природе» - с дошкольниками? Вспомним: что актуально для детей? Это эмоциональные переживания, связанные с процессом общения, разнообразная деятельность, экологическая активность. Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».
Впервые назвал экологию экологией (с греч. «эйкос» или «ойкос» - дом, «логос» - знание, наука) еще в 1866 году известный немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель, как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой», где в качестве «ДОМА» выступает вся окружающая среда. Называл он ее и «физиологией отношений», но тогда физиология занималась совсем не тем, чем сейчас. Через два года, в 1868 году, русский физиолог И. И. Мечников перевел книгу Э. Геккеля «Общая морфология» и оттуда термин Экология зашагала по Российской науке. Правда (зашагал) ни шатко, ни валко и даже запинаясь. Например, знаменитый ботаник и физиолог растений К. А Тимирязев был сначала вовсе против этого названия. И только где-то с20-40-хгодов нашего века экология стала целостной, самостоятельной научной дисциплиной.
А настоящее-то объяснение термина «экология» из уст Э. Геккеля звучит вот как: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы; изучение совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической…» Самую малость не заметили! Нигде в литературе не подчеркивается экономическая, хозяйственная значимость названия. И подметили ее лишь наш российский эколог Николай Реймерс дотошный российский журналист Ю. Чередниченко. Оказывается, экономика («умение вести дом») и экология («наука о доме»)- однокоренные слова «две стороны одной медали». Не заметили! И каков результат нашего хозяйствования в Природе? А может быть, вовсе не хозяйствования, а хозяйничанья? Слова тоже однокоренные, да смысл их разный. До сегодняшнего дня мы жили в нашем общем Доме, в лучшем случае, двусмысленно.
Не зря Юджин Одум назвал эту науку – environmental biology – «биология окружающей среды».
Часто экологическое сознание связывают (а иногда и подменяют) с биологическим образованием детей, этим и ограничиваясь. Это приводит к тому, что ребенок, зная правила поведения в природе, тем не менее пренебрегает ими, если рядом нет контролирующего взрослого. Действия дошкольника по отношению к природе носят прагматический характер - якобы дозволено все то, что для пользы человека. В результате основная цель экологического образования не достигается.
Итак, необходимо не только показать ребенку пути взаимодействия с миром природы, раскрыть внутренние связи различных подструктур, входящих в понятие «природные объекты», но и выработать у него стремление к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые бы привели ребенка к позитивному взаимодействию с ним.
При реализации программы необходимо учитывать следующие положения.
Человек не собственник Природы, а один из компонентов окружающего мира, где высшей ценностью является гармоничное развитие Чело
века и Природы. Их развитие является взаимовыгодным единством.
Целью взаимодействия с Природой является удовлетворение потребностей не только Человека, но и природного сообщества. Поэтому воздействие на Природу сменяется взаимодействием.
Характер взаимодействия с Природой определяется правилом — раз
решено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое
равновесие.
Природа - полноправный субъект во взаимодействии с Человеком, которое строится на основе этических норм и правил, существующих в мире людей.
Деятельность по охране Природы продиктована необходимостью ее
сохранения ради нее самой.
Все изложенные положения будут влиять на характер формирования отношения детей дошкольного возраста к миру природы, которое включает следующие определения.
Взаимодействие ребенка с природой должно строиться на основе этических норм и правил, которые он применяет по отношению к людям. (Например, придя в гости, мы не будем переставлять мебель,
чтобы нам было в чем-то удобнее. То же самое в лесу: не стоит ломать растения, если они мешают нам пройти.)
Природные объекты выступают в роли референтных лиц, которые могут менять взгляды ребенка на мир, его оценку и отношение к себе
и другим людям. (Например, наше отношение к другому человеку может измениться на основании его поступков по отношению к природе.)
Природные объекты служат партнерами для ребенка в общении с ними
и в совместной деятельности.
Только когда природные объекты станут личностно значимы для ребенка, он может проявить чувство сострадания и любви ко всему живому.
Положения экоцентрического экологического сознания концентрируют в себе идеи «русских космистов», к которым принадлежал и В. И. Вернадский.
Эти положения подтверждаются высказываниями К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского и В. И. Муравьева «о необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктуют ему разум и нравственное чувство». Особое внимание они уделяли таким понятиям, как духовность и сердечность. По их мнению, эти высшие свойства человека, большей частью поглощаясь неизменной борьбой за материальные условия жизни, не достигают ни настоящего развития, ни полного истинного применения.
В своих работах «космисты» также доказывали взаимосвязь всего живого на планете.
Их идеи актуальны и по сей день. В Обращении к Глобальному форуму по защите окружающей среды и ее развитию (Москва, 1990) было сказано: «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактным понятием, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, наши леса, как мы любим саму жизнь». Поэтому необходимым условием развития у детей любви к природе является приучение их к мысли о том, что человек ни в коем случае не противопоставляется миру природы, а является частицей единого мира - Вселенной, которая его окружает. И в этой цепочке жизни человечество является самой сильной и могущественной структурой природы, что накладывает на человека огромную ответственность за свои действия и поступки. Необходимо с особой осторожностью взаимодействовать с окружающим миром, чтобы не повредить тех многочисленных хрупких нитей, которыми человек связан с природой.
Человек вольно или невольно преобразует окружающий мир. Поэтому необходимо помнить, что каждое социально-волевое преобразованное действие должно выполняться существами разумными и нравственными. В противном случае, по утверждению русского «космиста» Н. Ф. Федорова, цивилизация, лишь «эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца».
Развитием такого взгляда на взаимосвязь человека с природой стало учение о ноосфере В. И. Вернадского. Он считал, что в процессе эволюции все больше и больше нашу планету опоясывает информационный поток знаний, различных концепций и теорий, которые дают нам представление о некой иной оболочке Земли, оказывающей на биосферу преобразующее воздействие. Это и есть ноосфера («ноос» - ум, разум). Ведущую роль в данной оболочке играют разумные идеальные реальности: научные идеи и творческие открытия, духовные и художественные изыскания человека, которые материально воплощаются людьми в преобразованной природе, произведениях искусства, создании научных комплексов и освоении новых пространств. Поэтому ноосферу еще называют сферой разума. И в этой ситуации человек превращается в основную геологическую силу, формирующую облик Земли.
В. И. Вернадский как ученый-натуралист развил идею о том, что в XX в. возник ряд материальных факторов, способствующих развитию «планетарного мышления» человечества и переходу к ноосфере:
вселенность человечества, т. е. полный захват человеком биосферы
для жизни (земли, воды, воздуха, космических пространств);
единство человечества, т. е. люди выступают как единое целое по от
ношению ко всему остальному живому населению;
растущая возможность сознательного влияния людей на ход государственных и общественных дел;
развитие наук.
Перечисленные факторы не только служат предпосылкой для большей свободы человека, но и определяют его ответственность перед сохранением цивилизации на планете. А для этого нужно объединять усилия всех людей и каждой личности отдельно.
Поэтому и встает вопрос о личностном развитии экологического сознания каждого человека, направленном на развитие общего осознания влияния человека на окружающий мир.
Когда мы ведем разговор о личностном развитии ребенка, то подразумеваем проведение воспитательно - образовательной работы с детьми на всех трех уровнях: познавательном, перцептивно-эмоциональном (эмоционально-чувственном) и практически.
1.2 Понятие здоровья и здорового образа жизни.
Мы понимаем валеологическую культуру ребенка как совокупность несколько компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Исходя из этого, нами были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников. Это формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.
Впервые о необходимости привития валеологической культуры человек)' и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное -научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеолгической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Колбанов, В. И. Сыренский, Л. Г. Татарникова, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни (В. Г. Алямовская, ГА. Баранчукова, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Л. В. Симошина, Л. Г Татарникова). Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Проблема реализации этого опыта в ДОУ связана с необходимостью
определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы
эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;
определения особенностей взаимодействия педагога и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;
создания валеологически развивающей среды ДОУ; формирования подходов к взаимодействию с семьей.
Представляется также значимым определить такие внешние факторы развития, которые бы активизировали и инициировали потенциальные возможности детей, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы.
Процесс воспитания валеологической культуры дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе детского сада, отбираются адекватные методы и приёмы. Целесообразно использовать технологию целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт, что означает:
субъектную позицию педагога в решении задач профессиональной деятельности (А. Г. Гогоберидзе);
педагогическую диагностику как основу для проектирования пед. процесса;
субъект-субъектное взаимодействие педагога с ребенком; дифференцированный подход к воспитанникам в процессе педагогического взаимодействия; эмоционально-комфортную, взаимообогащающую атмосферу в детском саду;
наличие материальной развивающей среды, инициирующей проявление субъектных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию; открытость педагогического процесса и педагогического сообщества к продуктивному взаимодействию с семьей дошкольника.
Исходя из этого, к числу первичных педагогических условий воспитания валеологической культуры дошкольника мы отнесли субъектную позицию педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность. Сформировать ее призвано методическое сопровождение, концепция которого основана на закономерностях личностно-профессионального становления педагога. Они обуславливают следующую логику построения методики: 1) самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников; 2) самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологи-ческих основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности; 3) расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР).
Нами использовались такие формы сопровождения, как научно-практические конференции, деловые игры, мотивационные тренинги, коллоквиумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, семинары-презентации, практикумы по решению педагогических задач, конкурсы и выставки персональных педагогических достижений, конкурсы педагогических проектов, технологий и техник.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребёнка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляются с помощью следующих форм взаимодействия с родителями.
• Индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом.
• Выпуск газеты «Расти здоровым», в каждом номере которой предлагаются диагностические материалы и рекомендации.
• Семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков.
• Встречи с врачами-специалистами.
• Устный педагогический журнал.
Важным условием воспитания и развития ребенка стало создание валеологически развивающей среды в детском саду.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается, в том числе активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому педагогу необходимо поддержать эту активность, создать условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения. Это возможно путем обеспечения индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения (ППМВС) ребёнка. Его задачами являются следующие.
• Комплексная диагностика и проектирование индивидуального валеологического образовательного маршрута ребенка.
• Проектирование валеологически целесообразного педагогического процесса, учитывающего особенности развития ребенка и содействующего укреплению и сохранению его здоровья.
• Организация взаимодействия дошкольника с педагогом и специалистами (врач, педагоги дополнительного образования: педагог изостудии, педагог по шахматам, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания) в условиях целостного педагогического процесса.
• Оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания валеологической культуры дошкольников и задач воспитания и развития в целом.
Решение поставленных задач службой сопровождения содействует становлению валеологически культурного человека. Основной механизм ППМВС заключается в обретении ребенком опыта здравотворчества, здорового образа жизни; этому содействуют согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, среда, с которой взаимодействуют дети. С раннего возраста ребёнок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. Таким образом, воспитание валеологическои культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий.
• Компетентность педагогов в решении задач, связанных с воспитанием валеологическои культуры дошкольников.
Валеологическая культура семьи.
Интеграция задач воспитания валеологическои культуры в целостный педагогический процесс детского сада.
Создание валеологически развивающей среды в ДОУ и педагогическая поддержка ребенка в ней.
• Проектирование индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребенка входе освоения валеологической культуры.
Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно,
Сложившиеся социальные условия, научно – технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановит разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих, не избавит нас от недугов, не один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми.
«Процесс старения не знает выходных, чтобы задержать его и продлить молодость, так же без выходных нужно работать над собой» (П. Добрев).
Здоровье – это механизм адаптации жизненного потенциала, это расширение зон применения жизненных сил.
У каждого человека свои жизненные условия, свои особенности организма. Поэтому и здоровый образ жизни индивидуален. Неплохо было бы вести дневник своего здоровья, где будут зафиксированы показатели здоровья: рост, вес, пульс, оздоровительные мероприятия, помогающие улучшить состояние своего здоровья.
Первая преграда на пути к здоровью – наша психика. Нужно настроить себя на здоровье, хотеть быть здоровыми, помогать себе и другим людям.
Что влияет на здоровье?
Прежде всего – окружающая среда и деятельность.
Окружающую среду можно условно разделить на следующие части: природу, рукотворный мир (созданный человеком, социальный мир (мир человеческих отношений).
Не каждый человек, а тем более ребенок, может правильно реагировать на измени в окружающей среде, а тем более перестроить принципы проживания: как и что, есть, как одеваться, как общаться. И здесь помощь окажет человек новой профессии – валеолог.
Валеология – наука о здоровье. Задача валеолога самому вести здоровый образ жизни, быть в этом примером для других, следить, чтобы окружающая ребенка среда была оздоравливающей или хотя бы не вредной, консультировать по поводу целесообразности различных оздоровительных методов, поддерживать контакт с медиками. Валеологом может быть каждый воспитатель. В любой момент он может дать совет ребенку, научит его помогать своему организму.
Человек – саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся биокибернетическая система, в которой все взаимосвязано, а запас прочности составляет 8-10-кратную степень надежности, которая всегда сильнее повреждающих факторов. Но большое количество вредных факторов может разрушить эту систему.
В последнее время врачи все чаще сталкиваются с новыми заболеванием, которое назвали синдромом дисбаланса «человек – окружающая среда». Возникает оно от постоянной суеты, спешки, стрессов, избытка раздражителей, растущей физической и умственной нагрузки.
То есть, мы заболеваем от того, что живем «на износ».
По определению Всемирной организации здравоохранения, больным является не только тот, у которого имеются заболевания органов, но тот, кто не может гармонично приспособиться к среде, в которой живет. Симптомы болезни: резкие колебания настроения, снижение работоспособности, раздражительность, отсутствие стимулов и интереса к жизни, моментальная утомляемость, обостренная метеочувствительность. Если не предпринять мер, добавляется: нарушение кровообращения, пищеварения, головные боли, проблемы со сном, общая нервозность, повышенная восприимчивость к инфекциям.
Чтобы не жить на износ, необходимо восполнять жизненные силы. Для этого нужно:
1. Не жить строго по плану;
2. Не взваливать только на себя, здоровье дороже;
3. Выделять себе свободные минуты для еды, для ничегонеделания;
4. Найти для себя хобби;
5. Не пренебрегать сном;
6. Прислушиваться к себе, ваш организм гораздо умнее, чем вы думаете.
Проводите минутки тишины. Слушайте себя. Какие сигналы посылает ваш организм? О чем он просит?
1.3 Пути формирования эколого-валеологических ценностей у дошкольников.
Задачи воспитательно-образовательной работы с детьми по разным направлениям эколого-валеологического развития.
Направления развития Основные задачи
Позновательное 1. Формировать у дошкольников представление о разнообразности и неповторимости окружающего мира через развитие интереса к миру природы и здоровому образу жизни, с помощью передачи им знаний, накопленных предыдущими поколениями, в доступной для восприятия форме.
2. Учить детей устанавливать причинно- следственные связи между различными природными объектами и человеком, показать их влияние друг на друга.
Перцептивно (чувственно - эмоциональное) 1. Формировать положительное отношение дошкольников к природе, здоровому образу жизни, выражающееся в их позитивных чувствах, установках и ценностной ориентации по отношению к ней, через развитие чувства эмпатия ко всему живому и самому себе; формирование умения идентифицировать себя с природными объектами; в дальнейшем это приведет детей к субъектификации, являющейся необходимым условием для развития субъективно-этического отношения к миру природы.
2. Познакомить дошкольников с разнообразными путями получения эстетического наслаждения от соприкосновения с миром природы (созерцание, наблюдение и т. д.)
Практическое. 1. Формировать у дошкольников склонность к проявлению позитивного взаимодействия с миром природы через развитие их и умений: ухаживать за своим здоровьем, животными и растениями ближайшего окружения; выполнять действия в природе, не нарушающие экологического равновесия; выращивать культурные растения, которые изымаются человеком из природного сообщества для потребления: выращивать овощи для детского сада и растительный корм для домашних животных.
Через познавательный интерес ребенка к окружающему миру, мы способствуем выработке у него субъективного отношения к природе, которое направлено на формирование у дошкольников любви к природе и самому себе, позитивного взаимодействия с окружающим миром, сознательного отношения к действительности.
Итак, кратко подытожим основные направления программы.
Познавательная деятельность дошкольника подразумевает определение объема знаний ребенка о мире природы и функционировании организма человека, который поможет ему вовремя и разумно применять их в своей жизни.
Знание характерных особенностей объектов или явлений, которые наблюдает дошкольник, помогает ему установить и выделить причинно-следственные связи, осуществить взаимодействие с окружающим миром более гармонично.
Формирование у детей представлений о разнообразии и неповторимости мира природы и мира здоровья осуществляется с опорой на чувственный опыт ребёнка. Для того чтобы что-либо узнать и понять, ребенку необходимо услышать, увидеть, ощутить, прочувствовать самого себя и природный объект. В процессе приобретения чувственного опыта у малыша формируется установка на положительное или отрицательное взаимодействие с самим собой и природным объектом, что, в свою очередь, формирует ценностную ориентацию, которая в дальнейшем будет определять направленность его жизни и пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому выбор направления определения основных ценностных ориентации дошкольника по отношению к мировоззрению здорового образа жизни в природе является ключевым в концепции рассмотрения данной программы.
Перечисленные направления содержания воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками должны обязательным образом опираться на знания педагога о психофизиологических и индивидуальных особенностях каждого ребенка, его темпераменте и характере.
Когда мы приходим в группу и знакомимся с детьми, то чаще всего разделяем их по половому признаку (мальчики и девочки). Но они все разные. Один ребенок может часами наблюдать за тем, как плавает рыбка в аквариуме, или, посадив растение, долго может ждать результата прорастания его из семечка. Другой жаждет быстрой смены деятельности и действий, наблюдая за каким-либо животным. Он быстро включается в совместное с кем-либо действие. Одному ребенку можно поручить протереть листья у большого и ветвистого растения - он все исполнит тщательно и аккуратно, не повредив. Другой может только полить растение. Все это зависит от того, насколько активен ребенок, как быстро у него протекают психические процессы.
Педагог должен видеть и понимать источник мотивации к природоведческой и валеологической деятельности: ребенком могут двигать познавательный интерес, тип отношения к природе и самому себе или степень владения определенными практическими действиями. Учитывая, какая из мотиваций является для ребенка ведущей, путем воздействия на нее можно организовать природоведческую и валеологическои деятельность ребенка более продуктивно. Педагог должен уметь увидеть, что является источником мотивации ребенка во время его природоведческой и валеологической деятельности, и использовать эти знания для развития чувств и формирования понятий дошкольника, научить его практическим навыкам по взаимодействию с здоровьесберегающими и природными объектами.
Поэтому мотивация и психофизиологические особенности дошкольника выделены нами как базовые характеристики, которые нужно учитывать при организации эколого-валеологической деятельности дошкольников.
На реализацию цели программы, а значит, и формирование эколого-валеологического сознания дошкольников влияет ряд условий и факторов.
Под условиями мы подразумеваем организацию социального контекста, включающего:
• методику обучения и воспитания дошкольников;
• семью, ее отношение к природе и здоровью, семейные традиции
• отношение к природе и здоровью других значимых для ребенка сверстников.
Организация занятий по эколого-валеологическому воспитанию детей (старшего возраста).
Программой предусматривается проведение четырех занятий в месяц по следующим разделам:
• два занятия познавательного характера о природе и организме человека (сравнительная характеристика человека с животным и растительным миром, включая неживую природу, одно из которых строится на не
знакомом для детей материале, а второе направлено на закрепление
у детей полученных знаний;
• одно занятие перцептивно-эмоционального характера, направленное
на формирование ценностного отношения к природе и самому себе через развитие
мира чувств и эмоций ребенка, положительной установки по отношению к природе и к себе;
• одно занятие практического характера, направленное на формирование
у ребенка умений и навыков по взаимодействию с миром природы.
Содержание работы с детьми на этих занятиях раскрыто во второй главе «Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками на занятиях» и конспекты занятий.
Одно занятие в квартал посвящается работе по эколого-валеологическому образованию дошкольников на всех трех уровнях - познавательном, эмоциональном и практическом.
Один раз в квартал дети принимают участие в эколого-валеологической акции или празднике природоведческого, здоровьесберегающего характера.
Эколого-валеологическое воспитание дошкольника не ограничивается перечисленными формами, а предусматривает ежедневную работу по экологическому и валеологическому образованию детей.
В каждой группе обязательно ведение календарей природы, которые варьируются по степени сложности в зависимости от возраста детей.
Особое внимание акцентировано на проведении с детьми наблюдений в живой и неживой природе.
В старшем дошкольном возрасте активно внедряется экспериментальная работа детей в природе.
Хорошо себя зарекомендовали такие формы работы с детьми, выставки детских рисунков природоведческого характера, выставки поделок из природного и бросового материала.
Самостоятельная деятельность детей не планируется, но обязательно анализируется и учитывается при проведении эколого-валеологических занятий с дошкольниками. Воспитатель создает условия, при которых у ребёнка формируется интерес к миру природы и своему здоровью. В уголке самостоятельной творческой деятельности имеются книги и иллюстрации природоведческого характера, анатомо-физиологического характера для рассматривания их детьми, есть уголок природы и уголок здоровья. В уголке природы дети могут наблюдать и ухаживать за животными и растениями, а в уголке здоровья, они могут оказать себе и товарищу первую помощь, также там они наблюдают и выявляют строение и функции органов и частей тела организма человека. Вся практическая работа детей осуществляется под наблюдением воспитателя. При этом дети обращают внимание на те изменения, которые происходят в природе с ее объектами, с детским организмом в целом.
Организация воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в повседневной жизни.
Рассмотрим примерный план распределения видов работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром на неделю.
В предлагаемой таблице представлены виды воспитательно-образовательной работы с детьми, но не обозначены цели проведения эколого-валеологической работы. Это сделано сознательно, так как в разных возрастных группах цели проведения дидактических игр по знакомству со своим организмом и миром природы будут разные. Например, в младшей группе решаются задачи - учить узнавать и называть домашних животных, знакомить детей с частями тела и культурно гигиеническими навыками, а в старшей группе - расширять представления о внешнем облике и поведении животных, закреплять знания о функциях частей тела, о важности здоровья и оказания первой помощи. Как уже отмечалось ранее, работа с детьми в повседневной жизни зависит от тематики занятий, которые проводятся один раз в неделю и носят обобщающий характер. Поэтому целесообразно перечислить тематику занятий по ознакомлению детей со здоровьем и окружающим миром в следующей таблице.
Неважно, кем в будущем будет ребенок (врачом или банкиром, учителем или ученым, умение видеть причинно-следственные связи между различными явлениями в организме человека и в природе поможет ему прогнозировать результаты своих взаимодействий с различными структурами окружающего мира, искать наиболее разумные и оптимальные пути из разных ситуаций, творчески по возможности преобразовывать окружающий мир.
Вследствие выше приведенных данных о важности эколого-валеологической работы с детьми дошкольного возраста, хотелось бы отметить необходимость работы специалистов по экологии и валеологии в детском саду. Работа, которых могла бы выглядеть следующим образом:
Эколого-валеологическое воспитание дошкольников — новое, но уже широко распространенное направление в педагогике. Все больше появляется детских садов, которые работают по разным программам, основанным на ведущих аспектах экологии и валеологии— нуках о взаимосвязях в природе, в организме человека, о взаимосвязи человека с природой. Внедрение экологических и валеологических программ в практику должно осуществляться при участии или под руководством специалиста. Экологи и валеологи работают в дошкольных учреждениях. Каковы же их функциональные обязанности, какова их роль в экологическом и валеологическом воспитании детей, в повышении культуры взрослых?
Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. В зависимости от того, что ребенок встречает в своем окружении, он может познавать прекрасное и безобразное, доброе и злое, мудрое и глупое, ловкое и неумелое. Поэтому в присутствии ребенка мы должны действовать так, чтобы ребенок мог быть существом, подражающим доброму, истинному, прекрасному и мудрому.
Ребенок является объектом воспитательно-образовательного процесса всех специалистов ДОУ.
От скоординированности их действий и усилий также зависит благополучие ребенка.
Узким специалистам нельзя решать свои специфические задачи в отрыве от других по нескольким причинам. Во-первых, ребенок вправе иметь свое свободное время для игр и занятий по своим интересам, а не быть постоянно в регламентированных условиях, объектом воздействий. Во-вторых, совместно взаимодействуя, узкие специалисты могут помочь друг другу в работе.
Выстраивание схем взаимодействия узких специалистов и воспитателей — наиболее сложный процесс. Здесь допускается больше всего ошибок. Важно взаимодействовать не по форме, а по целям развития ребенка. Например, взаимодействие физрука и логопеда выражается в укреплении и развитии дыхательной системы, развитии общей и мелкой моторики. В целом разносторонняя деятельность эколога, правильное и своевременное взаимодействие с заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, музыкальным руководителем и воспитателями обеспечат возможность организовать глубокую и содержательную работу по экологическому воспитанию дошкольников, по развитию экологической культуры взрослых, воспитывающих детей.
В вопросах воспитания ребенка требуются такие энциклопедические знания. Это педагогика и психология, валеология, физиология, социология и др. Они необходимы как родителям, так и воспитателям. С этими задачами в ДОУ справляется валеолог.
Важно построить схемы взаимодействия каждого специалиста со всеми другими, имеющимися в штате ДОУ, включая и старшего воспитателя. При этом нужно учесть специфику учреждения, направленность его работы, индивидуальные потребности ребенка.
Нельзя забывать, что взаимодействие — двусторонний процесс, и предполагает не только получение, но и отдачу.
Функциональные обязанности эколога ДОУ могут быть достаточно широкими и конкретными. Они включают:
• бионадзор за зеленой зоной детского сада;
• пропаганду экологических знаний среди родителей;
• краеведческие исследования;
• мониторинг окружающей среды;
• эколого-педагогическую работу с детьми.
Пропаганда экологических знаний среди родителей напрямую связана с вышеперечисленными обязанностями эколога. Он готовит небольшие, но яркие выступления с экологически значимым материалом для общих и групповых родительских собраний. Интересным может стать его участие в подготовке демонстрационных ширм, тематических витрин. Под его руководством создается экологический стенд. Пропаганда экологических знаний — это, по сути, формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Краеведческие исследования территории, на которой находится детский сад,— еще одна важная задача эколога. Эколог собирает материал о природных особенностях, прошлом края, конкретно того места, где находится детский сад. Такой материал полезен для любого образовательного учреждения и может быть использован в педагогическом процессе в самых различных вариантах: на родительских собраниях, на занятиях с детьми, на семинарах с воспитателями. Подробные сведения о природных особенностях ближайшего окружения помогут разнообразить экологическое воспитание детей — проводить экскурсии, прогулки, походы, организовывать акции в защиту первоцветов, елей, птиц, ручьев, родников и малых речек. Эти же сведения помогут обнаружить природные объекты, достойные статуса памятников природы (очень старые или достопримечательные деревья, интересные камни, заповедные места, старинные усадьбы). Не менее значимы история края, события, связанные с разными сторонами жизни людей, их деятельностью и предприятиями, на которых они трудятся. Такой материал важен и в нравственном отношении — он развивает любовь к малой родине.
Эколого-педагогическая работа. Должен ли эколог брать на себя проведение всех занятий и других педагогических мероприятий по ознакомлению детей с природой во всех возрастных группах, как это практикуется в настоящее время в некоторых ДОУ? Ни в коем случае. Главная фигура в экологическом воспитании детей — воспитатель, который является носителем экологической культуры и проявляет ее в повседневном педагогическом поведении. Воспитатель работает с детьми с утра до вечера: его внимание к явлениям и объектам природы, забота о растениях и животных, интерес к их жизни являются главными факторами, формирующими основы экологической культуры у дошкольников. Именно воспитатель отвечает за уровень экологической воспитанности своих питомцев.
Участие эколога в педагогическом процессе велико, но оно иное, чем у воспитателя, и заключается в следующем:
Отбор краеведческого материала, интересных объектов и явлений природы ближайшего окружения; составление на них характеристик и паспортов.
Разработка маршрутов и содержания экскурсий и походов в экосистемы (лес, пруд, луг и др., определение доступных пониманию детей экологических явлений, взаимосвязей в сообществах. Проведение (вместе с воспитателем) прогулок, экскурсий, походов.
Разработка и проведение занятий и экскурсий в комнату природы, зимний сад, по экологической тропе.
• Посещение и просмотр занятий экологического содержания, проводимых воспитателями в старших группах, их анализ.
• Составление паспортов на комнатные растения и растения зеленой зоны ДОУ.
• Приобретение и изготовление наглядных пособий экологического содержания, раздаточного материала.
Подбор и накопление литературы природоведческого и экологического содержания (для детей и взрослых, организация минибиблиотеки. Составление картотеки и библиографии по разным вопросам экологического воспитания детей. Разработка сценариев экологических праздников, их организация и проведение (совместно с педколлективом).
• Разработка экологических акций, их организация и проведение вместе с воспитателями.
• Проведение кружковой работы с детьми (необязательно).
Итак, в педагогической деятельности эколог не подменяет воспитателя. Его главная задача — поднять общую экологическую культуру персонала детского сада, вооружить воспитателей экологическими знаниями, организовать экологически грамотное взаимодействие детей и взрослых с природой. Именно поэтому он берет на себя самые трудные функции в новой области образования — разработку экологического содержания разных педагогических мероприятий, исследование окружающей природы и создание эколого-развивающей среды в ДОУ, проведение консультативной работы с взрослыми, отслеживание правильности подачи экологического материала воспитателями.
Особенно актуально последнее: в практике детских садов воспитатели старших и подготовительных к школе групп не всегда «успевают» за детьми — нередко встречаются много знающие и быстро развивающиеся дошкольники, которые оперируют интересными фактами из области природы, задают сложные вопросы. Воспитатели должны свободно ориентироваться в экологическом материале. В этом им помогает эколог. Он обязан своевременно знакомиться с технологиями, по которым работают воспитатели, выделять трудное экологическое содержание и вовремя давать консультации.
Эколог участвует в опытнической работе с растениями и другими объектами природы, в организации коллективного труда в комнате природы или на огороде. Ему небезразлично, как воспитатель рассматривает с детьми картины о природе, какие сведения дает о лесных животных, как комментирует жизненные проявления обитателей уголков природы и т. д.
В целом разносторонняя деятельность эколога, правильное и своевременное взаимодействие с заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, музыкальным руководителем и воспитателями обеспечат возможность организовать глубокую и содержательную работу по экологическому воспитанию дошкольников, по развитию экологической культуры взрослых, воспитывающих детей.
Функциональные обязанности валеолога ДОУ могут быть достаточно широкими и конкретными. Они включают:
Создание здоровьесберегающими программы в детском саду;
Совместная работа с мед. Сестрой, заведующей ДОУ по распределению детей по группам здоровья;
Совместная работа с воспитателем по созданию оздоровительной среды в группе и формированию профилактического мышления на здоровый образ жизни.
Работа валеолога в детском саду преследует следующие цели:
воспитание у детей валеологической культуры, которая включает
валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления
здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
Реализация выдвинутых целей позволяет решать следующие задачи:
• воспитывать валеологическое сознание детей, которое включает
в себя элементарные валеологические знания, стремление заботиться
о своем здоровье, веста здоровый образ жизни;
• развивать основы валеологического мышления, т. е. умения использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления
здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни,
самостоятельно решать свои валеологические проблемы (по возможности);
• воспитывать валеологическое мировоззрение, т. е. валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях ухудшающих или
улучшающих здоровье человека;
• формировать осознанную потребность в физическом здоровье,
понимание сущности здорового образа жизни.
Перспективное планирование
занятий по эколога – валеологическому
воспитанию в старшей группы.
ОСЕНЬ.
Занятие №1.
Тема: «Дары осени».
Цель:
• Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу.
• Закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей.
• Формировать интерес к человеку как биологическому объекту
• Закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей, познавать свой организм.
• Воспитывать элементарные культурно - гигиенические навыки, заботится о своём здоровье.
Занятие№2.
Тема: «Осень».
Цель:
• Формировать представления об осени (похолодание, заморозки, сокращение светового дня, дожди, расцвечивание листьев).
• Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием человека.
• Продолжать формировать познавательный интерес к человеку, необходимость обращаться к взрослому в случае болезни, давать оценку фактов, ухудшающих здоровье ребёнка.
ОКТЯБРЬ.
Занятие№1.
Тема: «Заботы человека».
Цель:
• Продолжать формировать понятие об осенних хлопотах человека к зиме на огороде, в саду.
• Расширять знания о труде человека осенью (посадка деревьев, цветов, заготовка семян)
• Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (о заготовках на зиму)
• Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
• Развивать эстетическое восприятие окружающего.
Занятие №2.
Тема: «Хлеб - всему голова».
Цель:
• Расширять знания о многообразии злаковых растений.
• Учить распознавать растения по характерным особенностям пшеницу (колос метёлкой, тугой с короткими вол