Елена Петрова
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Публикация «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Таким образом, свою профессиональную деятельность я направила на решение проблемы поиск эффективных, современных форм, путей и методов, создания условий для организации экологического образования дошкольников.
Цель: Создание, апробирование и определение эффективности комплекса различных педагогических форм, методов и приёмов, направленных на повышение деятельностной и коммуникативной компетенций в экологическом образовании детей.
Задачи: 1. Создать педагогические условия для формирования основ экологического мировоззрения и культуры у детей.
2. Определить методы педагогического руководства в экологическом воспитании детей.
3. Создать систему педагогического взаимодействия с семьей, направленную на становление коммуникативной и деятельностной компетенций ребенка.
4. Проанализировать результаты деятельности.
Реализуя данное направление деятельности, я применял комплексный подход к экологическому воспитанию детей.
Он предполагал:
- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).
- Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
- Участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Общая направленность деятельности:
-организация предметно – развивающей среды.
-выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;
-разработка плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.
Значительное место в экологической работе было отведено творческой деятельности детей, развитию их креативности.
Креативность один из показателей готовности ребёнка к школе.
Организовала деятельность детей по:
- восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой;
- изодеятельности (рисование по темам, литературным произведениям);
- организации выставок детского творчества,
изготовление поделок из природного и бросового материала.
Традицией стало проведение праздников, конкурсов, театрализованных представлений, своей яркостью и всплеском эмоций они привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определённых обязанностей по отношению к природе.
Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.
С целью получения чувственного первичного опыта были организованы целевые прогулки, экскурсии в музей, игра, труд на участке и в уголке природы, моделирование, экспериментирование, изобразительная деятельность.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектно - исследовательской деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.
Были разработаны и реализованы такие проекты: «Экологическая почта» - это длительная сюжетно-ролевая игра, она нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.
Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – считаю эффективным методом - экотренинг. Кроме того, он даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность. Такие упражнения как: «Птицы», «Ароматная сказка», «Лесной карнавал», «Природный оркестр», «Чудо краски», «Разведчики природы» и т. д.
Экологическая акция – социально значимое комплексное мероприятие экологического содержания. Обычно акции приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому имеют общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат способом пропаганды экологических идей среди родителей. Например, акция "Зелёная ёлочка - живая иголочка" длится около 1,5 месяцев и предполагает проведение следующих мероприятий: цикл наблюдений за елью, создание плакатов в защиту живой ели (в детском саду и на уровне города, традиционный новогодний утренник, праздник-досуг на Рождество, осмотр выброшенных елей.
«Пусть будет зима доброй для пернатых» - ярмарка – реклама кормушек и подкормка птиц в зимнее время.
«Чистое утро» - уборка территории. Цель этой акции: учить и воспитывать детей жить в согласии с окружающей средой, природой, не загрязняя её бытовым мусором.
«Чтобы деревья стали большими» - аллея выпускников.
Экологический марафон длился целый месяц - апрель и реализовывался через организацию специальных занятий развивающего типа в преддверии Дня Земли. Заключительным этапом этого марафона – были праздники такие как «С днём рождения Земля», «Путешествие по странам и континентам» и т. п.
В рамках экологического марафона проходили: «Уроки доброты», «Экологические беседы», «Экологические диспуты», «Час экологического чтения», «Выставка рекордов природы», «Интеллектуальные игры».
«Учебные исследования» Цель: Развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков.
Взаимодействие с родителями осуществляла дифференцированно. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, практикумы, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей. Родительское собрание я начала с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.
Считаю, что эффективной формой взаимодействия с родителями является круглый стол, например, "Воспитание доброты к природе". Начала с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей организовывала отдельную беседу.
Ещё одна форма - это педагогические ширмы, в которых родителям давала чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомила детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Консультацию, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", начинала с просмотра выставки книг по природе для детей. Дети показали родителям сценку «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра побеседовали с родителями, дала конкретные советы, порекомендовала детям дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие - то телевизионные передачи и т. д.
Дети совместно с родителями принимали активное участие в конкурсах и выставках организованных СЮН. Занимали призовые места.
Такие формы взаимодействия дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. А так же эти формы взаимодействия позволяют выстроить доверительные, партнёрские отношения.
Я считаю необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.
В группе создан природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними. Уголок экспериментирования оснащен разнообразным материал для экспериментирования и опытнической деятельности (образцы материалов, схемы опытов, ёмкости, лупы, материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом, бумагой, магнитом и т. д.)
Создала банк: сценариев праздников, экскурсий, занятий; картотеку «Дидактических игр»; библиотечный фонд.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры с перфокартами, лото с элементами моделирования, игры: «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Использую словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем. Вместе с родителями изготавливали наглядные пособия, иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи, и пр.).
Предполагаю продолжить работу над развитием предметно - развивающей среды. Так как она требует постоянного обновления.
На следующем этапе получила информацию о степени реализации педагогического проекта.
Таким образом, я считаю, что созданные мною условия позволили детям строить отношения с природой с осознанной позиции. Дети познали элементарные законы природы и хорошо понимают свою роль в окружающей среде. Каждый ребёнок имеет рисунки, поделки, гербарии, книжки – самоделки. Дети с удовольствием играют в игры, в которых отражается положительное отношение к природе. С большим желанием ухаживают за животными и растениями. Выпускники моей группы принимают активное участие в школьных мероприятиях экологического характера, таких как: Фестивальное движение ««Интеллектуалы Среднего Урала», форум «Эко»»
Все перечисленные факты говорят о том, что в результате проделанной работы есть положительная динамика и что данная проблема является интересной и востребованной.