гнедова ольга владимировна
Консультация «Экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
При имеющейся экологической ситуации огромное значение имеет экологическое воспитание детей дошкольного возраста с целью предотвратить экологическую проблему в будущем.
Начинать экологическое воспитание следует с дошкольного возраста, так как именно на этом этапе у детей формируются эмоциональное впечатление об окружающей их природе и ценности мира. Ребенок накапливает представления о разнообразных формах жизни, то есть у него начинают формироваться первоосновы экологического мышления, сознания и восприятия. Именно в этом периоде закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в современных реалиях экологическое воспитание дошкольников имеет одну из первостепенных задач.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
У ребенка в дошкольном возрасте начинаю формироваться такие черты личности, как: эмоциональный интеллект, честность, правдивость, чувство долга, любви и уважения к труду, а так же честь, собственное достоинство и любовь к Родине.
Как говорил великий советский русский писатель Виталий Валентинович Бианки: «Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей». Наше здоровье напрямую зависит от здоровья нашей природы. Поэтому мы должны беречь не только свое здоровье, но и здоровье нашей планеты.
Период дошкольного детства является полон ответственности. Именно во время него начинают формироваться основные правила отношения к окружающему нас миру, закладываются личностные основы и формируется позитивное отношение к природе. С самых ранних лет жизни ребенок познает и осмысляет свое отношение к окружающему миру, формирует определенное мнение и отношение к людям. Формирование экологических позиций в дошкольном возрасте помогают ребенку в будущем самостоятельно определить отношение к природе, научиться сопереживать ей и принимать активные действия в решении многих экологических проблем. Свои знания ребенок получает от окружающих его людей, он учится правильно вести себя в природе, осознает, что можно делать, а чего нельзя.
Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста экологическую воспитанность, нужно решить следующие задачи:
1. развить у дошкольника экологические представления, знания об окружающем мире и правила поведения в них;
2. сформировать умения разнообразной деятельности в природе;
3. научить ориентированно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
4. устроить эмоционально-позитивное общение детей с природой.
Каждый ребенок по своей природе является исследователем. Именно поэтому, пока они не утратили интерес к изучению и познанию окружающего мира, нужно открывать для них больше тайн живой и неживой природы.
В настоящий момент в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Каждая комплексная программа включает в себя раздел экологического воспитания.
Занятия по экологии, в дошкольных учреждениях, имеют, как правило, два направления: эстетическое и рационалистическое. На этих занятиях дети получают необходимую информацию об устройстве мира, взаимодействии всех объектов окружающей природы, об особенностях животных и растений, о человеке. Учатся моделировать, выделять главные признаки. На занятиях должны реализовываться нетрадиционные формы и методы работы с детьми. Рассмотрим некоторые из них.
Наблюдение. Одним из самых важных методов формирования экологического воспитания является наблюдение за объектами и явлениями природы. Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, которая требует от детей внимания, определенного уровня концентрации, умственной активности, сосредоточенности, и именно поэтому наблюдение должно быть непродолжительным. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая за природой ребенок учится понимать и ценить окружающий мир вокруг.
Эксперимент. Дети дошкольного возраста очень любознательны, они с большим интересом присматриваются к окружающему миру, изучают его. Важно не упустить этот момент и вовремя начать использовать экспериментальный вид деятельности, который поможет наглядно продемонстрировать многие взаимосвязи окружающего нас мира. Эксперимент следует строить на основе уже имеющихся представлений, которые обучающиеся получили в ходе наблюдений и труда. Чаще всего эксперимент начинают использовать в старших группах, в младших и средних следует включать отдельные поисковые действия.
Экскурсия. Развивать наблюдательность, интерес к природе помогает особая форма организации педагогического процесса – экскурсия. Она является одной из самых сложных и трудоемких форм организации обучения. С детьми можно организовать интересную видео-экскурсию, а так же, находясь в лесу, собирать различный природный материал и использовать его в дальнейших наблюдениях и работах в группах в уголке природы. В свою очередь, это помогает замечать красоту природы, вызывать глубокое сопереживание и развивать эстетические чувства.
В своей работе я использую разные типы занятий по экологическому воспитанию дошкольников, приоритет отдаю углубленно-познавательным и обобщающим занятиям. Эти занятия направлены на выявление причинных связей в окружающей природе и на формирование обобщенных представлений.
В своей статье хотела представить опыт проведения занятий по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория природы», у младших дошкольников. Так как эти занятия для детей оказались наиболее интересными и показательными.
Цель опытно-экспериментальных занятий: формировать знания и представления детей об окружающей действительности через опытно-игровую деятельность.
Программные задачи:
- упражняться в умении анализировать полученную информацию, делать выводы, развивать логическое мышление;
- развивать ВПФ (высшие психические функции);
- учить работать в группах, самостоятельно и дисциплинированно;
-воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности;
«Лаборатория природы» — это специально организованные занятия, направленные на выявление свойств и качеств объектов живой, не живой природы, различных взаимосвязей, которые встречаются нам в окружающей действительности через опытно-экспериментальную и поисковую деятельности. На занятиях «Лаборатория природы» должны быть созданы специальные условия, благодаря которым ребенок может самостоятельно задавать вопросы, самостоятельно находить на них ответы. Действуя самостоятельно, каждый ребенок, на таких занятиях приобретает личный опыт. Как уже говорилось ранее, основой самостоятельной деятельности являются знания и сведения, полученные ранее на занятиях или в совместной деятельности с воспитателем, которые дети могут применить в экспериментах и опытах на основе метода проб и ошибок. Важно помнить о игровом мотиве, который усиливает эмоциональную значимость для ребенка.
Следует помнить, что опыты организуются только по желанию детей, при этом воспитатель должен уточнять цель опыта, но не вмешиваться в его ход. Важно, чтобы ребенок самостоятельно пробовал, ошибался, находил решения и добивался результатов.
Все полученные результаты обсуждаются за «круглым столом». Воспитателем подготавливаются и задаются ключевые вопросы: кто что делал и у кого получилось. Это поддерживает активность детей, самостоятельность, учит инициативности. Окончательный вывод по опыту формулирует сам воспитатель.
Лаборатория природы (как развивающая среда) должна обладать необходимым автодидактизмом, основой которого является обучение. Но при этом нужно соблюдать следующие обязательные условия:
• основные знания приобретаются на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми;
• должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний и навыков.
• детям следует предоставлять самостоятельность и свободу действий.
Опыты в Лаборатории организуются только по желанию ребёнка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует и ошибается, но при этом самостоятельно находит решение и добивается результата.
Анализ результатов опытов обсуждается за «круглым столом» : говорят о том, кто что делал и у кого что получилось. Для поддержки активности детей воспитателю необходимо подготовить ключевые вопросы. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
Благодаря Лаборатории природы у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. А также, гуманное отношение к природным объектам.
Экспериментальная деятельность и решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.
Для полноценного приобщения ребенка к миру природы взрослые должны сознательно развивать все стороны личности, пробуждать интерес и желание к познанию окружающей действительности. Важно так же нравственное развитие, которое заключается в сопереживании, в понимании уникальности и важности каждого живого организма, в сохранении вида. С младшего дошкольного возраста нужно демонстрировать и указывать на красоту различных природных явлений: метель, дождь, листопад и т. д.